Разделы презентаций


Философия истории

Содержание

Философия историиФилософия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и назначения, цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия истории
Термин «философия истории» был введен Вольтером, а в трудах

И. Гердера философия истории оформилась в самостоятельное направление исследований.
Философия истории

имеет особый предмет, отличающий ее от исторических наук.
Философия историиТермин «философия истории» был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в самостоятельное

Слайд 2Философия истории
Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического

процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и назначения,

цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и многообразии исторического развития.
Философия историиФилософия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы

Слайд 3Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:
направленность и смысл истории,

методологические подходы к типологизации общества,

критерии периодизации истории,

критерии прогресса исторического

процесса.
Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем: направленность и смысл истории, методологические подходы к типологизации общества,критерии периодизации истории,

Слайд 4Философия истории
Философия истории без опоры на историческую науку вырождается в

схоластическую спекуляцию, а исторические науки нуждаются в философии истории, поскольку

в ней вырабатываются общие принципы синтеза разрозненного исторического материала.
Философия историиФилософия истории без опоры на историческую науку вырождается в схоластическую спекуляцию, а исторические науки нуждаются в

Слайд 5В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики,

закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный

Слайд 6 Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному

процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): • формационный подход;

• цивилизационный подход; • культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы,

Слайд 7Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и

Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе

- общественно-экономическая формация.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.Ключевое понятие, используемое

Слайд 8Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных

сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном

Слайд 9Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая

новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем

уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает

Слайд 10Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к

другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и

надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных

Слайд 11Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними.

Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими

производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных

Слайд 12В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: • первобытнообщинная; •

рабовладельческая; • феодальная; • капиталистическая; • коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый

политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: 	• первобытнообщинная; 	• рабовладельческая; 	• феодальная; 	• капиталистическая;

Слайд 13Проблема соотношения линейности и цикличности

«Исторический круговорот»: общество в целом, либо

его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и т.п.) якобы движутся

по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному состоянию, с последующими новыми циклами возрождения и упадка.
(Древний мир –Аристотель; XVIII в.- Д.Вико, Ш.Фурье)

Концепция цикличности исторического развития:

Существование локальных, обособленных «культурно-исторических типов», которые, подобно живым организмам, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели; ход истории представляет собой, таким образом, смену вытесняющих друг друга цивилизаций.(XIX- XX вв.- Николай Данилевский)

Аристотель

Шарль Фурье

Проблема соотношения линейности и цикличности«Исторический круговорот»: общество в целом, либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и

Слайд 14Последователи циклической концепции исторического развития,

настаивая на уникальности и неповторимости

каждой общности, выдвинули принцип
исторического релятивизма,
с точки зрения

которого в истории нет общих, одинаковых для всех народов закономерностей, и, следовательно, не имеет смысла говорить о единой истории человечества.

Движение истории – это фазы развития (юность, расцвет, упадок) замкнутых культурных образований. Каждая культура проходит примерно тысячелетний цикл развития и, умирая, перерождается в цивилизацию, где стираются все уникальные, неповторимые черты и все общества приобретают сходные признаки.
(XIX- XX вв. – О. Шпенглер «Закат Европы» )

Немецкий философ О.Шпенглер

Последователи циклической концепции исторического развития, настаивая на уникальности и неповторимости каждой общности, выдвинули принцип исторического релятивизма, с

Слайд 15Концепция линейности исторического процесса

некая линейная последовательность событий в направлении от

прошлого к будущему.

В глубокой древности, в античном мире история,

зачастую, рассматривалась как регрессивный процесс, идущий по нисходящей линии от «Золотого века», который остался в прошлом.

«Библейске мифы»

представление о человеческой истории:

творение мира и человека, изгнание его из Рая

«прошлое»

рождение Иисуса Христа

«настоящее»

второе пришествие Спасителя,
«конец света», «страшный суд»

«будущее»

Сторонники линейности исторического развития считают, что человечество внутренне едино в своих истоках и сущности, поэтому история человечества – единый процесс.

Концепция линейности исторического процессанекая линейная последовательность событий в направлении от прошлого к будущему. В глубокой древности, в

Слайд 16Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие,

используемое его сторонниками, — цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность

людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация. Цивилизация,

Слайд 17Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Локальных (национальных)

цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около

30 (американская, германская, русская и т. д.).
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными.   Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби,

Слайд 18К основным цивилизациям относятся (относились): • шумерская; •

вавилонская; • минойская;

• эллинская (греческая); • китайская; • индусская; • исламская; • христианская; • некоторые др. цивилизации.
К основным цивилизациям относятся (относились):  • шумерская;    • вавилонская;  • минойская;

Слайд 19 Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут,

живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение; • рост; • надлом; • дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей

Слайд 20Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 —

1936). Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций,

материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936). Центральное понятие данного подхода — культура.

Слайд 21Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у

Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках

культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Понятие

Слайд 22Всего Шпенглером было выделено восемь культур: • индийская; • китайская; • вавилонская; • египетская; •

античная; • арабская; • русская; • западноевропейская.

Всего Шпенглером было выделено восемь культур: • индийская; • китайская; • вавилонская; • египетская; • античная; •

Слайд 23Главные достоинства:
формационный подход мобилизует исследования на анализ, изучение логики истории,

общих объективных законов развития общества. Он органически связан с общественным

прогрессом;
цивилизационный подход нацеливает исследователя на анализ субъективного аспекта в истории, рассмотрение любой эпохи, через призму человеческих измерений, достижений культуры (прежде всего духовной) на изучение особенностей, специфики исторической эволюции различных регионов.

Основные недостатки:
формационный подход акцентирует внимание исследователя на изучение «вертикальных» связей, т.е. связей во времени между различными стадиями развития внутри одних и тех же социальных организмов. Остаются в тени «горизонтальные» связи между социальными, т.е. связи в пространстве. А единство, целостность истории существует и во времени, и в пространстве. Кроме того, такой подход нередко подталкивает историков к догматизму, стремлению подогнать непохожие общества под одну схему;
цивилизационный подход, наоборот отвлекает внимание исследователей от изучения вертикальных связей, познания логики единого исторического процесса, объективных законов развития человеческого общества. Он страдает субъективизмом, подталкивает к плюрализму, описательности.

Достоинства и недостатки

Главные достоинства:формационный подход мобилизует исследования на анализ, изучение логики истории, общих объективных законов развития общества. Он органически

Слайд 24Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие

историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить

подход Гегеля и позитивистский подход.
Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди

Слайд 25Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу,

рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и

выделил в нем три этапа: • восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы; • античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее; • германский — осознают себя и свободны все.
Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс

Слайд 26Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время

широкое распространение. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества: • традиционную; •

доиндустриальную; • индустриальную.
Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие

Слайд 27На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных

философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом

развитии прошло стадии: • традиционного; • доиндустриального (аграрного); • индустриального; • постиндустриального общества.
На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика