Слайд 1УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
в 8 классе
выполнила
учитель русского языка и литературы
Никова Р. В.
Слайд 2«Алые паруса» – символ надежды…
Слайд 3Цель :
создать условия для формирования у учащихся интереса
к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для
рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.
Слайд 4 Эпиграф:
– Счастливы кроткие,
– им будет принадлежать весь мир.
–
Счастливы милосердные, - с ними тоже поступят милосердно.
– Счастливы чистые сердцем, – они увидят Бога.
(Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).
Слайд 5Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина.
Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна
в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.
Д. Гранин
Слайд 6 «Если бы Грин умер, оставив только одну
свою повесть в прозе «Алые паруса», то и того было
бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству», - писал К.Паустовский.
Слайд 8Строки Паустовского:
« В чем сила этой книги? Прежде всего –
в …».
«Читая эту книгу, вместе с ее героями входишь …»
.
«Да,
со страниц этой книги получаешь заряд …».
«Из этой книги вы узнаете одну истину …».
«Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя …».
Слайд 9Стихотворение М. Гринина «Александру Грину».
Волшебник милый, сказочник туманный,
Свою страну создавший
в мире зла.
Ты был угрюм, порой казался странным,
Судьба твоя горька
и тяжела.
Ты мог красивым и не показаться,
Но были полны жгучей красоты
Глаза, умевшие так ярко загораться
Прекрасною голубизной мечты.
Ты столько славных сказок и историй
Мне подарил, войдя в судьбу мою,
Поэт мечты, романтики и моря,
Задумчивый волшебник из Гель-Гью.
Слайд 11Словарная работа.
Мечта – 1 – нечто, созданное воображением;
2 – предмет желаний,
стремлений.
Грезы – мечта; первоначально “призрачное видение, сон”.
Видение – призрак, привидение, что- нибудь, возникшее в воображении.
Фантазия – 1 – способность к творческому воображению;
2 – мечта, продукт воображения.
Слайд 12Мечта
ГОЛУБАЯ
РОЗОВАЯ
ХРУСТАЛЬНАЯ
Слайд 13Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) сказал: “Человек в ночи
себе “свет” зажигает собой”.
Слайд 16
Лонгрен – любящий отец
Ненавидящие его жители города
Слайд 17Лексическая работа.
Любовь – 1. чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
2. склонность, пристрастие к
чему-либо. Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический и благородный.
жизни ничего не водится:
Ни дружбы, ни чистой любви!
Эту жизнь прожить приходится
По горло в грязи и в крови!
Слайд 21А что такое море для А.Грина?
Море – это мечта;
море –
это свобода, простор;
море – это стихия, приключения, романтика.
Слайд 22(…тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый муслин с розовыми цветами.
Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно; прекрасные,
несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ…».
Слайд 23«В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной, прекрасной
неправильности. Одна была – дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая
– живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов…»)
Слайд 26(“…совершенно чистый, как алая утренняя струя,…гордый цвет… цвет, смешанных оттенков
огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков… нет ни
синевы, ни тени, нет ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка прелестного духовного отражения”.)
Слайд 27Жизнь героев яркая, насыщенная, как этот корабль и алые паруса.
Слайд 28 К.Паустовский говорит о его творчестве: «…и все,
в том числе и волны, и прибой, и закаты, и
скрип снастей, и грустные и веселые голоса женщин, - все существует в романах Грина для того, чтобы человек, хотя бы на мгновение, поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни».
Слайд 29Д/З
Прочитать IV—VI главы. В главе II «Грэй» выделить эпизоды, которые
сыграли важную роль в становлении характера Грэя.