Разделы презентаций


Искусство римского скульптурного портрета

Содержание

Чисто римская доля, внесённая в сокровищницу мирового искусства, прекрасно определена, как раз в связи с римским скульптурным портретом:«Рим существует как индивидуальность; Рим существует в тех строгих формах, в которых возродились под

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Искусство римского скульптурного портрета
Вдохновляясь традициями своих предшественников,

римские мастера всегда умели сохранить свой оригинальный стиль и свою

творческую индивидуальность
Б.И.Ривкин

Павлова Т.Г., учитель МХК
МКОУ СОШ № 20
го Первоуральск

Искусство римского  скульптурного портрета   Вдохновляясь традициями своих предшественников, римские мастера всегда умели сохранить свой

Слайд 2Чисто римская доля, внесённая в сокровищницу мирового искусства, прекрасно определена,

как раз в связи с римским скульптурным портретом:
«Рим существует как

индивидуальность; Рим существует в тех строгих формах, в которых возродились под его владычеством древние образы; Рим существует в том великом организме, который разнёс семена античной культуры, давая им возможность оплодотворить новые, ещё варварские народы, и, наконец, Рим существует в создании цивилизованного мира на основании культурных эллинских элементов и, видоизменяя их сообразно с новыми задачами, только Рим и мог создать великую эпоху портретной скульптуры...»
(О. Ф. Вальгауэр)
Чисто римская доля, внесённая в сокровищницу мирового искусства, прекрасно определена, как раз в связи с римским скульптурным

Слайд 3Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в

развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до

н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого

Август

Тит

Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков

Слайд 4Каракалла
Римский
скульптурный портрет
Передает сложность соотношения между физическим и духовным миром человека
Точно передает портретное

сходство
Скульптурный портрет – одно из главных достижений римской художественной культуры

КаракаллаРимский скульптурный портретПередает сложность соотношения между физическим и духовным миром  человекаТочно передает портретное сходствоСкульптурный портрет –

Слайд 5История создания
История создания скульптурного портрета восходит к древнейшему обычаю этрусков:

снимать восковую или гипсовую маску с лица умершего и хранить

её в специальных нишах и шкафах. Позднее, у римлян, эти маски стали заменятся скульптурными портретами из камня. Заказчик стремился к правдоподобности изображения
История созданияИстория создания скульптурного портрета восходит к древнейшему обычаю этрусков: снимать восковую или гипсовую маску с лица

Слайд 6 Важный вклад в развитие римского портрета оказало искусство

их ближайших соседей и предшественников. Скорее всего, как и египтяне,

они придерживались идеи сохранения внешнего облика умершего, может быть, как залога его потустороннего бессмертия.

Этрусская канопа, Лувр

Самыми знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги; с VII в. до н. э. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы, а ручки выполнялись в форме человеческих рук.
Уже в VIII-VII веках до н. э. крышки урн украшались масками, которые схематично и примитивно передавали человеческое лицо. Волосы передаются прямыми линиями, прочерченными в глине, черты лица крупные и грубоватые, большой нос и плотно сжатый рот с узкими губами.

Важный вклад в развитие римского портрета оказало искусство их ближайших соседей и предшественников. Скорее всего,

Слайд 7Попробуйте дать характеристику этому человеку: возраст, социальное положение, настроение, характер,

род занятий
Голова старика
Это суровый, утомленный прожитыми годами человек с высоким

морщинистым лбом, нависшими над глазами бровями, большим крючковатым носом и презрительно оттопыренной нижней губой. На старческих щеках – глубокие складки. Вероятно, он не относится к знатному роду, и испытал за свою жизнь много тягот и лишений.

Римляне портретом начинают считать изображение одной лишь головы, тогда как у греков это все тело – портретная статуя

Попробуйте дать характеристику этому человеку: возраст, социальное положение, настроение, характер, род занятийГолова старикаЭто суровый, утомленный прожитыми годами

Слайд 8Скульптурный портрет:
страницы истории
Римский портрет имеет сложную предысторию.

Его связь с этрусским портретом очевидна, равно как и с

эллинистическим. Здесь нет идеала, который можно повторять и с которым можно соотноситься, как в греческом искусстве портрета. Есть только отдельные индивидуальности, совершенно законченные в своей неповторимости.

В портретах республиканской эпохи нашли отражения гражданские идеалы этого времени. Детали в них не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение форм, жёсткость линий.

Скульптурный портрет: страницы истории  Римский портрет имеет сложную предысторию. Его связь с этрусским портретом очевидна, равно

Слайд 9Скульптурный портрет:
страницы истории
Август
В скульптуре начала Римской империи

складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете и рельефе.

В его основе лежит греческое искусство V - IV веков до н.э. Скульптурные портреты Августа и членов его семьи значительно отличаются от портретов республиканского периода.

Для периода Римской республики характерны небольшие бюсты видных общественных деятелей. Их фигуры были задрапированы в широкие покрывала - плащи – тоги, перекинутые через плечо и образовавшие красивые складки. Тога надевалась поверх туники – длинной рубашки с короткими рукавами.

Скульптурный портрет: страницы историиАвгуст  В скульптуре начала Римской империи складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в

Слайд 10Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет

известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106 - 43

гг. до н. э.) в тракте
«Об обязанностях»:

Цицерон

«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

Каков же он, человек той эпохи?  Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель

Слайд 11Скульптурный портрет:
страницы истории
Тиберий
Идеализированы и многочисленные портреты преемника

Августа - Тиберия. Облагороженный образ. И в то же время,

безусловно, индивидуальный. Что-то несимпатичное, брюзгливо-замкнутое проглядывается в портрете этого императора, обладавшего неограниченной властью, жестокого и в то же время испытывавшего животный страх за свою жизнь.
Скульптурный портрет: страницы историиТиберий  Идеализированы и многочисленные портреты преемника Августа - Тиберия. Облагороженный образ. И в

Слайд 12Скульптурный портрет:
страницы истории
Тиберий
Большая динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная приподнятость

характеризуют искусство середины и второй половины I века н.э. Уже

полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия - Калигулы, убийцы и истязателя, в конце концов заколотого своим приближённым.


«Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чём виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех...» Светоний

Жуток его пристальный взгляд, и чувствуешь, что не может быть пощады от этого совсем молодого властителя (он закончил в двадцать девять лет свою страшную жизнь), с наглухо сжатыми губами, любившего напоминать, что он может сделать всё, что угодно и с кем угодно.

Скульптурный портрет: страницы историиТиберийБольшая динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная приподнятость характеризуют искусство середины и второй половины I

Слайд 13Скульптурный портрет:
страницы истории
Сириянка
Одну из важнейших страниц римского

портретного искусства представляет собой портрет времён Антонина Пия и Марка

Аврелия. Совершенное владение техникой обработки мрамора позволяет мастерам добиваться тончайшей моделировки форм лица, фактурности волос, одежды.

Задумчивая мечтательность глубоко индивидуальна, и сама она кажется нам давно знакомой, так жизненно резец ваятеля изощрённой работой извлёк из белого мрамора с нежным голубоватым отливом её чарующие и одухотворённые черты.

В портретах этого периода всегда строго соблюдается портретное сходство, но самое главное - в них отражён дух эпохи переоценки ценностей, новых романтических настроений. В них появляются черты одухотворённости, самоуглубления, и вместе с тем утончённости, усталости и грусти. Созерцательное настроение подчёркнуто трактовкой глаз с резко врезанными зрачками, полуприкрытыми мягкими тяжёлыми веками.

Скульптурный портрет: страницы историиСириянка  Одну из важнейших страниц римского портретного искусства представляет собой портрет времён Антонина

Слайд 14Скульптурный портрет:
страницы истории
Нерон
III век н.э. - эпоха

расцвета римского портрета, всё более освобождающегося от традиций прошлого. Возникают

исполненные чрезвычайной энергии, властолюбия, грубой силы образы людей, рождённые жестокой борьбой, захватившей в то время общество.
Глубина психологической характеристики достигается теперь не детализацией пластической формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных определяющих черт личности. Приверженность к бураву, врезающегося в мрамор, рождает сложные светотеневые эффекты.

«Время человеческой жизни - миг, - писал Марк Аврелий, - её сущность - вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна».

Скульптурный портрет: страницы историиНерон  III век н.э. - эпоха расцвета римского портрета, всё более освобождающегося от

Слайд 15Скульптурный портрет:
страницы истории
Филипп Араб
В портретах второй половины

III века воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе

- человек осознаёт себя слабым существом. В IV веке появляются портреты, выполненные в различном стиле, и наряду с существованием традиции римского реалистического портрета появляются грубость и упрощённость или обобщённость образа.

«Техника упрощена до крайности... Черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от моделировки поверхности. Личность, как таковая, охарактеризована беспощадно с выделением самых важных черт» Вальдгауэр

Новый стиль, по-новому достигаемая монументальная выразительность. В общем стиле римского скульптурного портрета этого времени уже можно распознать черты, которые получат полное развитие в средневековых скульптурных портретах французских и германских соборов...

Скульптурный портрет: страницы историиФилипп Араб  В портретах второй половины III века воля к жизни исчезает, начинает

Слайд 16 Римский скульптурный портрет, во многом заложивший основы западноевропейского

портретного искусства, представляет собой одну из лучших страниц в истории

мировой пластики


Римский скульптурный портрет, во многом заложивший основы западноевропейского портретного искусства, представляет собой одну из лучших

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика