Разделы презентаций


Культурные символы земли Пермской

Содержание

Металлургами пермского звериного стиля были женщины, в пользу такой версии говорят находки литейных формочек в женских захоронениях

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Пермский зверинный стиль
Новое искусство

Пермский зверинный стильНовое искусство

Слайд 2Металлургами пермского звериного стиля были женщины, в пользу такой версии

говорят находки литейных формочек в женских захоронениях

Металлургами пермского звериного стиля были женщины, в пользу такой версии говорят находки литейных формочек в женских захоронениях

Слайд 3Наиболее древние предметы быта, относимые к «пермскому звериному стилю», датируются

VIII—III до н. э. Костяные и роговые гребни оформлены фигурками птиц и

других животных. Часто это изображение лося, оленя, коня или хищной птицы. В эпоху раннего железного века это - змей, волков, собак, медведей
Наиболее древние предметы быта, относимые к «пермскому звериному стилю», датируются VIII—III до н. э. Костяные и роговые гребни оформлены

Слайд 4В 2010 году в серии, посвящённой культурным феноменам Пермского края,

вышла книга, «Свидетельства утраченных времён. Человек и мир в пермском

зверином стиле» Александра Доминяка
В 2010 году в серии, посвящённой культурным феноменам Пермского края, вышла книга, «Свидетельства утраченных времён. Человек и

Слайд 5«Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного

нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной

стране, сочетавшей тонкую роскошь сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников»

Такую яркую характеристику дал пермскому звериному стилю известный русский археолог А. А. Спицын, познакомившись с одной из первых коллекций древностей, найденных на территории Пермского края.

«Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного нигде в мире. Правда, и возник он

Слайд 6ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском,

которое было к началу XIX века столицей строгановских вотчин. С.Г.

Строганов, узнав об археологических находках в Прикамье, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург.
ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском, которое было к началу XIX века столицей

Слайд 7Новое искусство получило удивительное свободное, широкое развитие на протяжении всего

первого тысячелетия новой эры вплоть до XII-XV веков.

Новое искусство получило удивительное свободное, широкое развитие на протяжении всего первого тысячелетия новой эры вплоть до XII-XV

Слайд 8С точки зрения художественной эти предметы сравнивают с известными образами

скифского и сибирского звериного стиля. Но при этом пермский звериный

стиль выполнен не в золоте, а в бронзе, что имеет свое объяснение в том, что средневековое население Прикамья особенно почитало именно этот металл.
С точки зрения художественной эти предметы сравнивают с известными образами скифского и сибирского звериного стиля. Но при

Слайд 9Художественные достоинства культового литья Прикамья в свое время привлекли известного

художника и деятеля культуры Н. К. Рериха, Он использовал мотивы

пермского звериного стиля не только при создании эскизов и декораций, но и в декоративно-прикладном искусстве, призывая обращаться к образам своей старины.
Художественные достоинства культового литья Прикамья в свое время привлекли известного художника и деятеля культуры Н. К. Рериха,

Слайд 10«Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эта

фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы

своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».
А.Шмидт
«Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эта фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника-шамана, старавшегося

Слайд 11культовое литье считалось частью костюма шамана, а также предметами, своеобразными

жертвами, которые приносились богам. Тогда становится понятным, почему бронзовые бляшки

находили не на местах поселения средневеко¬вого населения, а на святилищах, культовых местах, в кладах.
культовое литье считалось частью костюма шамана, а также предметами, своеобразными жертвами, которые приносились богам. Тогда становится понятным,

Слайд 12МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У

ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время

которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили
МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи

Слайд 13ПАРЯЩАЯ В ПОЛЕТЕ ПТИЦА — не менее яркий образ. существа,

способные быть носителями человеческих желаний и молений, а с другой

стороны, вестниками воли богов. Птица, уносящая на своей груди человека, могла символи­зировать также и душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.
ПАРЯЩАЯ В ПОЛЕТЕ ПТИЦА — не менее яркий образ. существа, способные быть носителями человеческих желаний и молений,

Слайд 14«ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ НА ЯЩЕРЕ» — самый загадочный персонаж пермского звериного стиля

Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе космическую карту,

где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят существо, и китайского дракона, и даже крокодила. Верхний мир — небесный свод — олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населен своеобразными культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы.
«ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ НА ЯЩЕРЕ» — самый загадочный персонаж пермского звериного стиля Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в

Слайд 15Не менее удивительным является и внезапное исчезновение практики изготовления и

использования предметов пермского звериного стиля у местного населения. Но остались

в собраниях музеев коллекции, к которым обращаются все те, кого не оставляют равнодушными яркие образы, воплощенные в покрытом патиной металле.
Не менее удивительным является и внезапное исчезновение практики изготовления и использования предметов пермского звериного стиля у местного

Слайд 16Через всю эпопею исследования идет история создания и пополнения уникальной

археологической коллекции Ф.А. Волегова, А.Е. и Ф.А. Теплоуховых. В 1890

году в Перми был создан научно-промышленный музей, в который было передано волеговско-теплоуховское собрание археологических раритетов. Вскоре (после Великой Октябрьской социалистической революции) драгоценная коллекция оказалась под пристальным наблюдением и изучением первого советского уральского археологоа А.В. Шмидта, создавшего в музее археологический отдел и ставшего его первым заведующим
Через всю эпопею исследования идет история создания и пополнения уникальной археологической коллекции Ф.А. Волегова, А.Е. и Ф.А.

Слайд 17В 1921 году А.В. Шмидт прочел в Пермском университете доклад

"Происхождение и развитие некоторых мотивов в искусстве камской чуди.В сущности

все исследование было посвящено пермскому звериному стилю, доказательству того, что "эта интереснейшая культурная черта Восточной Европы" возникла "на местной основе, под сильным влиянием восточного серебра".
В 1921 году А.В. Шмидт прочел в Пермском университете доклад

Слайд 18О предметах пермского звериного стиля А.В. Шмидт написал так: "Наиболее

оригинальной их чертой является странное комбинирование животных (и человеческих) фигур

с отдельными элементами их тел, например, головами, глазами, крыльями и т.д. Порой эти сочетания полны художественной гармонии, порой сухи и схематичны, но всегда необычны своим замыслом и выполнением".
О предметах пермского звериного стиля А.В. Шмидт написал так:

Слайд 19В дальнейшем пермский звериный стиль изучали такие известнейшие советские археологи,

историки и этнографы, как А. Сидоров, А. Смирнов, А. Збруев,

М. Талицкий, В. Чернецов, В. Чарнолусский, Л. Грибова, В. Оборин.
В дальнейшем пермский звериный стиль изучали такие известнейшие советские археологи, историки и этнографы, как А. Сидоров, А.

Слайд 20Звериный пермский стиль включил в свою орбиту таких зверей и

в таких изображениях, каких нет в других звериных стилях. Мировоззренческая

орбита стиля настолько широка, что претендует на охват как Земли, так и всей Вселенной.
Звериный пермский стиль включил в свою орбиту таких зверей и в таких изображениях, каких нет в других

Слайд 21И почти везде на бляшках, в центре их собирательный образ

человека, иногда весьма сложный — например, в виде человеко-птице-лося  —шагающий, летящий, бесконечное

число раз умирающий, гибнущий и снова возраждающийся к жизни.
И почти везде на бляшках, в центре их собирательный образ человека, иногда весьма сложный — например, в виде

Слайд 22И этот человек в центре мира не только не стремится

выделять себя из окружающей жизни, но, наоборот, всячески подчеркивает свое

с ней нерасторжимое единство.
И этот человек в центре мира не только не стремится выделять себя из окружающей жизни, но, наоборот,

Слайд 23Ни в одном зверином стиле мира, кроме пермского, не обнаружено

такого многонаселённого животного подземного царства. ("Подземная Пермь«).

Ни в одном зверином стиле мира, кроме пермского, не обнаружено такого многонаселённого животного подземного царства. (

Слайд 24Нередко исследователи теряются, как назвать непонятных животных, изображенных в самом

нижнем этаже бронзовых бляшек. В этих монстрах, напоминающих змей, рыб,

ящериц, трудно узнать животных реальных.
Нередко исследователи теряются, как назвать непонятных животных, изображенных в самом нижнем этаже бронзовых бляшек. В этих монстрах,

Слайд 25Д.Н. Анучин считал: "можно считать несомненным, что среди приуральской чуди

было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми

признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимся более или менее коротким хвостом".
Д.Н. Анучин считал:

Слайд 26Прошло много десятилетий после того, как были написаны эти слова,

и палеонтологи обнаружили в Прикамье и в Приуралье останки ящеров

пермского геологического периода именно с такими внешними признаками, которые перечислял Д.Н. Анучин. И значит, встреча чудских народов с этими ископаемыми ящерами произошла гораздо раньше, чем до сих пор предполагалось
Прошло много десятилетий после того, как были написаны эти слова, и палеонтологи обнаружили в Прикамье и в

Слайд 27Чудские горняки были непревзойденными геологами. Академик И. Лепехина, обследовавший немало

медных рудников и слышавший от горных специалистов везде одно и

то же: "жившая тут "чудь" только самую лучшую руду отбирала", или: "лазя под землей наподобие кротов, отковыривала лучшую руду кабаньими клыками".
Чудские горняки были непревзойденными геологами. Академик И. Лепехина, обследовавший немало медных рудников и слышавший от горных специалистов

Слайд 28Именно в медоносных слоях этих же самых песчаников сделаны все

находки пермских ящеров.
Вывод: отражение подземного мира на бронзовых бляшках, выполненных

в пермском зверином стиле, имеет не выдуманный, а вполне реалистический характер
Именно в медоносных слоях этих же самых песчаников сделаны все находки пермских ящеров.Вывод: отражение подземного мира на

Слайд 29Древняя чудь отнюдь не идеализировала подземный мир, она работала там.И

деловито относилась к ящерам, изображала человека стоящим на ящере или

оседлавшем его. На бляхе одного из Подчеремских кладов на спине небольшого ящера сидят два очень похожих на человека существа
Древняя чудь отнюдь не идеализировала подземный мир, она работала там.И деловито относилась к ящерам, изображала человека стоящим

Слайд 30Может быть, этот ящер изображает не только реальное ископаемое животное,

но и еще символизирует причудливо изгибающуюся меднорудную жилу и хорошо

понимающего ее подземный путь человека?
Может быть, этот ящер изображает не только реальное ископаемое животное, но и еще символизирует причудливо изгибающуюся меднорудную

Слайд 31
Интересно, что многие герои преданий и сказок пермских народов опускаются

под землю, а иногда и встречаются там с такими чудесами,

которые на земной поверхности не увидишь. Нередко подземный мир представлялся подобным земному.
Интересно, что многие герои преданий и сказок пермских народов опускаются под землю, а иногда и встречаются там

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика