Слайд 1Музыкальный импрессионизм. Творчество К. Дебюсси, М. Равеля
Слайд 2Содержание презентации
Определение «импрессионизма»
Импрессионизм в живописи
Импрессионизм в музыке
Произведения К. Дебюсси
(«Лунный свет», «Послеполуденный отдых фавна», «Детский уголок»)
Произведения М. Равеля («Игра воды», «Болеро»)
Вопросы для повторения
Слайд 3Импрессионизм
Живопись: художники
К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега,
К. Писарро,
А. Сислей
Направление, которое зародилось в изобразительном искусстве во Франции в последней трети 19 века
Сама идея импрессионизма заключается в его названии: impression - впечатление
Слайд 4
Позднее французская живопись вызвала появление музыкального импрессионизма, перенявшего у живописцев
существенные принципы их творческой манеры
По этому знакомство с этим ярким
художественным явлением мы начнём с живописи
Слайд 5Принципы и техника
импрессионизма
Художники впервые поставили задачу воплотить изменчивые, подвижные
стихии: игру света, дуновения свежего ветра, колыхание трав, дыханье прибоя
и неистовую силу бурлящей морской воды …
Слайд 6Живописцы применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными,
а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых
переливов света
Слайд 7Название этого шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками
для определения нового направления в живописи
К. Моне. Впечатление. Восходящее солнце
Слайд 8Природу или городские виды импрессионисты писали не в студии,
а
на пленере – то есть на открытом воздухе
Слайд 9Художники многократно изображали близкие сюжеты при различном освещении и погодных
условиях
(например, «Руанский собор» К. Моне)
Светлый камень, игра
света и тени, резное кружево – всё это стало идеальным «экраном», на котором отражались изменения в природе день за днём, от рассвета до заката
Слайд 11Главные жанры и темы
Пейзаж
Бытовая сценка
Городская тема (улицы, бульвары, кафе)
Портрет
(нередко
становился частью не менее значимой красочной обстановки)
Слайд 12К. Моне.
Скала в Этрета
К. Моне.
Пирамиды в Порт-Котон
Слайд 14К. Моне.
Бульвар Капуцинок
К. Писарро. Оперный проезд в Париже
Слайд 15О. Ренуар.
Бал в Мулен де ла Галетт
О. Ренуар.
Купание на Сене
Слайд 16О. Ренуар.
Портрет актрисы Жанны Самари
Слайд 17О. Ренуар.
Портрет госпожи Шарпантье с детьми
Слайд 18Композиторы:
К. Дебюсси, М. Равель
Музыка
Идеи импрессионизма нашли своё выражение во
французской музыке
Два композитора: К. Дебюсси и М. Равель – наиболее
ярко представляют это течение
Слайд 19Основные произведения
Опера «Пеллеас и Мелизанда»
Балеты
Оркестровые сочинения (Прелюдия к «Послеполуден-ному отдыху
фавна»; «Облака» «Море»; «Образы»)
Фортепианные циклы («Бергамасская сюита»; «Детский уголок»; 24
прелюдии и др.)
Оперы («Испанский час», «Дитя и волшебство»)
Балеты
Оркестровые сочинения («Болеро», «Вальс», «Испанская рапсодия»)
Фортепианные циклы («Отражения», «Гробница Куперена» и др.); пьесы («Павана», «Игра воды» и др.)
К. Дебюсси
М. Равель
Слайд 20К. Дебюсси
(1862 – 1918)
Импрессионистские музыкальные пейзажи,
портреты, состояния, краски…
«Лунный
свет»
«Шаги на снегу»
«Затонувший собор»
«Девушка с волосами цвета льна»
Слайд 21
чистота, восторженно-мечтательный характер;
фактура: звукоизобразительность, пейзажность;
легкость динамики (преобладание пиано и
пианиссимо);
колористичная гармония (яркие отклонения в далёкие тональности);
особая роль педали («размытость»
контуров)
шедевр музыкального импрессионизма
«Лунный свет»
из «Бергамасской сюиты»
Черты пьесы:
Слайд 22 К. Дебюсси
«Послеполуденный отдых Фавна»
для симфонического оркестра
Фавн –
римское божество полей, лесов и животных
Музыка этой прелюдии –
« … это следующие один за другим пейзажи, среди которых витают желания и грёзы Фавна в послеполуденный зной …»
(К. Дебюсси)
Слайд 23
«Послеполуденный отдых фавна»
Л. Бакст. Эскиз декорации к балету на
музыку К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
Композитор рисует атмосферу
томной неги, чувственности, упоения сочной и терпкой густотой летнего полдня
Слайд 24К. Дебюсси «Детский уголок»
сюита для фортепиано
Названия пьес:
«Путь к Парнасу»
«Колыбельная слона»
«Серенада
кукле»
«Снег танцует»
«Маленький пастух»
«Кукольный кэк-уок»
О. Ренуар.
День детей в
Веджемонте
Слайд 25«Кукольный кэк – уок»
из сюиты «Детский уголок»
«Голливог» –
чернокожая кукла
«Кэк-уок» – быстрый
синкопированный
американский танец
(другое название: «кэк-уок
голливога»)
Слайд 26М. Равель
(1875 – 1937)
Творчество Равеля ярко и многообразно: в нём
сочетаются импрессионистическая мягкость и размытость звучаний с классической ясностью и
стройностью форм, а так же смелость и современность музыкального языка
Слайд 27Импрессионистические зарисовки М. Равеля
«Игра воды»
Пьесы из фортепианного
цикла
«Отражения»:
«Ночные бабочки»,
«Печальные птицы»,
«Лодка в океане»,
«Альборада»,
«Долина звонов»
К. Моне. Лодка
Слайд 28М. Равель «Игра воды»
для фортепиано
Звукоизобразительность -характерная черта пьесы
От начала
до конца она пронизана «струящимся» бегом мелких длительностей
Пьесе предпослан эпиграф
поэта Ренье:
«Бог речной смеётся над водою, щекочущей его»
Слайд 30М. Равель «Болеро»
«Болеро» – произведение для оркестра, первоначально задуманное как
музыка для балетной постановки, вдохновлённой испанским танцем болеро
Слайд 31М. Равель «Болеро»
«Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия повторяющейся
ритмической фигуры, на фоне которой две темы проводятся много раз,
демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя всё новые и новые инструменты»
( А. Майкапар)
Слайд 32М. Равель Болеро
Повторяющаяся ритмическая фигура у малого барабана
За 15 минут
звучания эта ритм-ячейка прозвучит 169 раз!
Слайд 33Вопросы для повторения
Как переводится слово «impression»?
В каком виде искусства возник
импрессионизм?
Что отличало художников-импрессионистов от их предшественников?
Назовите представителей импрессионизма в музыке
Какие
произведения вам запомнились больше всего?
Определите, что звучит (композитор и название)
1 2 3