Слайд 2
- Волга – самая большая река России . Древняя .
ЕЕ издревле называли – Матушка –Волга . Вдоль нее расположены
большие города с древней историей. В наши дни Волга не потеряла своей значимости .По ней продолжают ходить водные суда. И все таки русский человек любит Волгу за ее красоту . от Начла ее до самого впадения ее в Каспийское море. Многие художники писали картины о красоте волжских утесов.
Слайд 13Бурлаки – явление на Волге известное с 17 века. Это
работа ,которую выполняют вольнонаемные работники. Дело в том ,что Волга
в 17 веке стала рекой соединяющей торговые центры России . Если из Нижнего Новгорода к Астрахани можно плыть по течению ,то от Астрахани к Нижнему Новгороду нужно плыть против течения , а таких механизмов на судах того времени не было .
Слайд 14На эту работу нанимали людей из простого народа .Оплачивалась эта
работа совсем мало. Но если работы никакой нет , то
простые люди брались и за эту бурлацкую работу.
Слайд 15Работа было очень тяжелая . Шли бурлаки против течения реки
,перетянутые лямкой . Чтоб их движения были дружные главный бурлак
подавал команду : «ЭХ,взяли ,еще раз!» И при этом бурлаки делали одновременно шаг вперед. Такое путешествие вдоль реки Волги бурлаки совершали несколько месяцев. К сожалению для некоторых это путешествие было последним – умирали бурлаки очень часто.
Слайд 16
Когда Илья Репин, по заказу князя Владимира Александровича, писал эту
картину, он и не думал, что ее всегда будет сопровождать
песня. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела такое сильное впечатление на публику и критиков, что почти сразу же к ней стали петь «Дубинушку»
Картина вместе с песней стали одним целым, олицитворением крестьянской горькой доли.
-
Слайд 17Про этот тяжелый труд существуют русские песни. Одна из самых
знаменитых «Дубинушка» .Слушаем ее в исполнении русского певца Ф,Шаляпина.
Слайд 18
Ее пели в трудные и тяжелые минуты обычные крестьяне. Нотки
грусти и иронии звучат в песне, но это придает им
силы и они дружнее забивают сваи, рубят лес, тянут тяжелые бурлацкие лямки....
Припев песни «Дубинушка" восходит к старинному способу выкорчевывания деревьев под пашню: сначала перерубали корни деревьев, затем тянули дерево за веревку, привязанную к вершине. Отсюда и ее название «Дубинушка»:
«Дубина, дубинушка!», «Подёрнем, подёрнем!», «Эй, ухнем! Эх, зеленая сама пойдет!»
Слайд 20
- в пении певца какие чувства выражены?
- как он
поет
_как строит голосом пение,чтоб мы с вами услышали трудности работы
бурлаков?
- как называется такой голос у мужчин певцов?
Слайд 23Федор Шаляпин
Фёдор Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 года в..
Слайд 28Многие роли которые исполнял Шаляпин в театре ,стали не забываемы
зрителями .
?- какие качества нужны певцу в опере чтоб
исполнять ту или иную роль.?
Слайд 33Фарлаф в опере «Руслан и Людмила»
Слайд 34Опера «Садко» роль Варяжского гостя.
Слайд 35Письменная работа
- Сейчас прозвучат произведения в исполнении Шаляпина .
Как ты
понимаешь слова ,сказанные о ролях ,которые исполнял Шаляпин : «
Это не театральные маски ,а человеческие жизни ,воскрешаемые на каждом спектакле» ,.?
Объясни , своими словами по какому правилу исполнял Шаляпин свои роли ?
Слайд 36Федор Шаляпин
29 марта 1890 года состоялось первое сольное
выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в
постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.
Слайд 37Федор Шаляпин
В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в
Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством
С. Я. Семёнова-Самарского.
Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.
Слайд 38Федор Шаляпин
Странствования привели его в Тифлис, где ему
впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А.
Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.
Слайд 39Федор Шаляпин
Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в
то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине
дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 гг. Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх.
Слайд 40Федор Шаляпин
С 1899 года он снова на службе
в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался
громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.
Слайд 41Федор Шаляпин
С 1921 года — на гастролях за
границей, в частности в США, где его американским импресарио был
Соломон Юрок. С этих гастролей Шаляпин больше на родину не возвращается. Певец уехал туда вместе со второй женой — Марией Валентиновной.
Слайд 42Федор Шаляпин
В 1927 году сборы от одного из
концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая
1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким сотрудником «ВСЕРАБИСа» С. Симоном как поддержка белогвардейцам[4]. В августе 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.
Слайд 43Федор Шаляпин
В конце лета 1932 года исполняет главную
роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноимённому
роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров, музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили близ г. Ницца.
Слайд 44Федор Шаляпин
В 1935-36 годах певец отправляется в свои
последние гастроли на Дальний Восток, дав 57 концертов в Манчжурии,
Китае и Японии. Во время гастролей его аккомпаниатором был Жорж де Годзинский. Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался в Париже на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.
Слайд 45Федор Шаляпин
В 1984 году его сын Фёдор Шаляпин-младший
добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.
Слайд 46Федор Шаляпин
В 1956 году ЦК КПСС и Верховный
Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно
звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.
Слайд 47Федор Шаляпин
29 августа 1999 года в Казани у
колокольни церкви Богоявления установлен памятник Ф. И. Шаляпину (скульптор И.
Башмаков). Памятник стоит во внутреннем дворе отеля «Шаляпин», который находится рядом с колокольней в старом отреставрированном особняке.
Слайд 48Федор Шаляпин
Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее
славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.
Слайд 49Федор Шаляпин
Удостоверение командора Почётного легиона
1902 — бухарский орден
Золотой звезды III степени.
1907 — Золотой крест Прусского орла.
1908 —
кавалер офицерского звания.
1910 — звание Солиста Его Величества (Россия).
1912 — звание Солиста Его Величества итальянского короля.
1913 — звание Солиста Его Величества английского короля.
1914 — английский орден за особые заслуги в области искусства.
1914 — русский орден Станислава III степени.
1916 — звание офицера.
1918 — звание Народного артиста Республики (присвоено впервые).
1934 — командор ордена Почётного легиона (Франция).