Выполнила:
Верещагина Марина Евгеньевна педагог дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 пгт Суходол
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №2
пгт Суходол
Развитие музыкально-слуховых представлений
младших школьников в процессе певческой деятельности
Слайд 2Актуальность работы
Необходимость организации новых моделей воспитания, нового качества процесса развития
музыкальных способностей.
Слайд 3Объект
Предмет
процесс развития музыкально-слуховых представлений у детей младшего школьного возраста через обучение
пению
вокальные упражнения как средство развития музыкально-слуховых представлений и певческих навыков
у младших школьников
Слайд 4 Цель работы
Теоретически обосновать особенности музыкально-вокального развития детей младшего школьного
возраста и подобрать комплекс вокальных упражнений, учитывая индивидуальные особенности детей.
Слайд 5Задачи
Рассмотреть физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Изучить основные музыкальные способности и вокальные навыки, формирующиеся в процессе
пения у детей младшего школьного возраста.
Дать характеристику вокально-музыкального развития младших школьников в процессе певческой деятельности.
Раскрыть особенности процесса обучения пению.
Подобрать наиболее оптимальные методы и приемы развития музыкально-слуховых представлений и певческих навыков детей младшего школьного возраста посредством упражнений.
Слайд 6 Гипотеза
успешное развитие музыкально-
слуховых представлений и певческого
голоса младших школьников возможно,
если:
будут учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей;
будут подобраны методы
и приемы развития вокальных навыков;
в зависимости от индивидуальных особенностей детей будут подобраны соответствующие вокальные упражнения.
Слайд 7 Музыкально-слуховые представления
(способности в воспроизведении
по слуху мелодии, а первую очередь, в пении)
являются
центральным
звеном любой музыкальной деятельности
Слайд 8 Музыкально-слуховые представления
относятся к основным музыкальным способностям
человека
являются основным ядром музыкальной памяти и музыкального воображения
проявляются в воспроизведении
по слуху мелодии в процессе пения
развиваются в процессе певческой деятельности
Слайд 9
Музыкально-слуховые представления детей формируются в процессе распевания и разучивания упражнений,
способствующих развитию:
звуковысотного слуха
ладотонального слуха
чувства тяготения к тонике
чувства
ритма
дикции
артикуляции и мимики
тембрового слуха
дыхания
Слайд 10
Вокальные упражнения
служат для распевания и
отработки
основных вокальных
навыков
являются
средством
развития музыкально-
слуховых представлений
Слайд 11 Упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата
(на10-15
мин. в начале занятия)
Со звуком "А" (ла, ма, на, ра,
па, ба, да, мра, нра)
до,ре\МИ\ми-фа-ми-ре\ДО
Со звуком "О" (но, мо, ло, до, по, го, со)
соль-фа-ми-фа\ми-ре, до\
Ой, звоны звонят, злого волка гонят, По болотам, по оврагам, где люди не ходят
ми,до-до,ре,до\ми-ми,до-до,ре,до\ми-ми,до-до,ре-ре,до-до\ми-ми,до-до,ре,до\
Мы по ступенькам вверх бежим, потом обратно поспешим (гамма вверх и вниз)
Зи-ма,зи-ма,зи (по тризвуку легато и стаккато)
Слайд 12Несколько первоначальных вокальных упражнений
Поем слог: "ва", "ма"
или "да". В удобной тесситуре взять один звук и держать
его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца).
По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать
певческое дыхание, отрабатывать
ровность звука, его красоту.
Проверить в действии все
процессы вокальной координации.
Слайд 13Несколько первоначальных вокальных упражнений
Петь на одной ноте одну
гласную сначала forte, затем piano.
Особое внимание важно
уделить ровности и качеству звука, а так же подаче дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato. Контролировать правильное
положение корпуса при пении,
следить за развернутой грудью,
свободной гортанью.
Слайд 14Несколько первоначальных вокальных упражнений
На одной ноте петь все
гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и,
у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность.
Последовательность гласных указана
не случайно. Этот порядок гласных
обеспечивает удобство артикуляции,
стабильность, ровность звука, исключая
те случаи, когда на "а" гортань зажата.
В этом случае надо начинать с удобной
гласной.
Слайд 15Вокальные упражнения с элементами игры
Импровизация с зеркалом
«На красавицу Ягу
наглядеться не могу»
«Иностранец»
«Через стекло»
«Паук и мухи»
«Эхо»
«Угадай-ка»
«Изобрази музыку»
Слайд 16Упражнения на развитие чувства ритма
ритмические упражнения, включающие движение, марширование, элементы
танца;
несложные упражнения на
ударных инструментах;
пропевки слогов,
удобных в
вокальном отношении, с фиксацией в сознании ритмического и звуковысотного рисунка.
исполнение ритмических партитур группами: на бубнах, барабанах, треугольниках, с помощью хлопков в ладоши
Слайд 17
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата
1. Для активизации языка. Пошевелите языком
из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты
в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
2. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
3. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают").
Слайд 18Упражнения на развитие артикуляционного аппарата
4. А чтобы укрепить мышцы гортани,
энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
5. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте
щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.
6. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.
Слайд 19Скороговорки для развития вокальной дикции
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
На
дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Шит
колпак не по колпаковски,
Надо его переколпаковать.
Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Пробежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Слайд 20Упражнения для развития и укрепления дыхательного аппарата
1.Положите руки ладонями на
ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните.
Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.
2. Задувание воображаемой свечи. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.
Слайд 21Упражнения для развития и укрепления дыхательного аппарата
3. Сначала проведите языком
около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое
небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха, и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.