Слайд 1Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное учреждение Амурской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №
8, г. Благовещенск.
CC
Слайд 2Что такое агрессивность?
Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает
«нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина:
«Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.
Слайд 3Причины детской агрессивности
Это то или иное заболевание центральной нервной системы
(это первая причина, о которой нужно подумать и исключить которую
нужно в первую очередь).
Агрессивность как средство психологической защиты (эта причина детской агрессивности, пожалуй, самая распространенная среди детей: «Лучшее средство защиты - это нападение».
Различные нарушения семейного воспитания (наиболее распространенными нарушениями являются чрезмерно строгое, запугивающее воспитание, вседозволенность или разные стили воспитания у разных членов семьи, направленные на одного и того же ребенка.
Неспровоцированная детская агрессивность - нарушенная исследовательская активность ребенка.
Случаи, когда за агрессивность принимают что-то другое (наиболее часто за агрессивность принимают детское упрямство).
Слайд 4Портрет агрессивного ребёнка
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не
нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений
и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции.
Слайд 5Агрессия ребёнка
может быть направлена:
на окружающих людей вне семьи
(на учителя, воспитателя, сверстников, одноклассников);
на близких людей;
на животных;
на себя (выдёргивание волос, откусывание ногтей, отказ от еды);
на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
на символические и фантазийные объекты (рисунки, компьютерные игры агрессивного содержания).
Слайд 6Проявление агрессии
У младших школьников чаще всего агрессия проявляется в словесной
форме (насмешки, ругательства) по отношению к более слабым, например, к
одноклассникам. Не редки и драки.
Агрессивное поведение подростков часто означает "быть взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников -- их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением.
Слайд 7 Профилактика детской агрессии
Проследите, чтобы
агрессивное поведение ребёнка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал
видимой выгоды от агрессии.
Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т.к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.
Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставке, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.
Объясняйте ребёнку, что есть множество способов решения любых конфликтов (рассказы прикрепляйте собственным поведением).
Старайтесь давайте своему ребёнку нереальных обещаний.
Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребёнку.
Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг к другу.
Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
Слайд 8Критерии агрессивности
Ребенок:
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто
отказывается выполнять правила поведения.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в
своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
агрессивен…
Любите и принимайте ребёнка таким, каков он есть.
Помните, что ребёнок
всегда подражает тому, за кем привык наблюдать поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребёнка не должны проявлять агрессию.
Предъявляя ребёнку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
Гасите конфликт, направляя интерес ребёнка в другое русло.
Учите ребёнка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
Расширяйте кругозор ребёнка.
Включайте ребёнка в самостоятельную деятельность, подчёркивая его значимость.
Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности ребёнка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.
Слайд 10Бороться с детской агрессивностью
нужно…
Терпением. Это самая большая добродетель, какая
только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение,
неправильно, но будьте предельно кратким.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
Неторопливостью. Не спешите наказывать ребёнка – сделайте это только если поступок повторяется.
Наградами. Если вы похвалили ребёнка за хорошее поведение – это пробудет в нём желание ещё раз услышать ваши добрые слова.
Оптимизмом. Воспитывайте уверенность в ребёнке, поддерживайте его в неудачах – он будет чувствовать себя личностью.
Слайд 11Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности
Помогайте ребёнку осваивать
конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите , что есть
более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.
Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребёнка.
Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребёнок ведёт себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.
Не унижайте и не оскорбляйте ребёнка, особенно при посторонних, обеспечьте ему чувство защищённости.
Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребёнка и помочь ему.
Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребёнка.
Адекватно оценивайте возможности ребёнка.
Умейте идти на компромисс.
Любите ребёнка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.
Слайд 12Как научить ребёнка «разряжаться»?
Дать ему возможность использовать
переполняющую его энергию « в мирных целях». Ребенку следует предложить
социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:
Остаться одному в комнате и высказать всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.
Успокоиться помогают глубокие вдохи или счет до десяти, перед тем, как что-то сказать или сделать.
Нарисовать чувство гнева. Агрессия часто находит выражение в творчестве или играх ребенка.
Слайд 13Уважаемые родители!
Начните с себя: положите конец собственной агрессии, это непременно
поможет вашим детям.
Будьте более оптимистичны сами.
Следите за выражением своего
лица.
Чаще улыбайтесь.
Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
Слайд 14Методическое обеспечение
Д.Коннор «Детская агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков»,изд
.ОЛМА Медиа Групп
Е.Лютова, Г.Монина «Шпаргалка для родителей», изд. Речь
http://go.mail.ru/search_images?q=детские рисунки
о семье&
http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q
http://www.knigi-psychologia.com/article_info.php?articles_id=683
http://www.psychologos.ru/articles/view/kakovy_prichiny_detskoy_agressivnosti
http://www.babyblog.ru/user/Nadezhda/234415