Слайд 1КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ В 5 КЛАССЕ?
«Люди вместе могут совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и
рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.» Д. Уэбстер
Для хорошего самочувствия детям нужны шахматы, кошка, лыжи и собака.
Есть ли у вашего ребёнка шахматы,
кошка, лыжи и собака?
Или хотя бы хомяк.
Есть ли у вашего ребёнка
хоть что-нибудь из этого списка?
Слайд 2Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что
переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением
успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Слайд 3В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации
к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который
был
характерен для начала обучения в первом классе :
Резкое изменение условий обучения;
Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
Слайд 4В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
они должны самостоятельно
переходить из кабинета в кабинет,
готовиться к урокам.
И очень
часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
опоздания на урок,
забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
не сделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
В нашем классе наблюдается:опоздания на первый урок, забывание учебников, тетрадей, отсутствие дз
Слайд 5Некоторые дети в силу своих психологических особенностей
не готовы к
подобной самостоятельности –
совмещать учебные и организационные стороны
школьной жизни:
они
испытывают растерянность,
всё время всё путают и забывают,
не могут сосредоточиться на учёбе.
Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.
Всё это, естественно,
ведёт к
снижению успеваемости!
Слайд 6Существенные психологические изменения В 5 классе:
Занятия теперь проходят в новых
кабинетах.
В расписании появились названия незнакомых предметов (биология, МХК, история).
И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.
Слайд 7АДАПТАЦИЯ- ЭТО привыкание
Период адаптации к новым правилам и требованиям может
занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В
это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .
Слайд 8ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ
ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА:
Физиологические изменения.
Неуверенность в
себе.
Отсутствие способностей.
Личные проблемы.
происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,
возникают новые образования,
закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Отсутствие интереса.
Слайд 9
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень
самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к
помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Слайд 10
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями
о проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание
на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Слайд 11
Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие
ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся
или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Слайд 12ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний
на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у
ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Слайд 13ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
Отправляясь с детьми в путешествие или
просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить
им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
Слайд 14ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
Когда кто-то из родных или знакомых
собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой
климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.
Слайд 15ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
Собственный огород или даже цветы на
подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в
прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
Слайд 16ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость
знания физических законов.
Слайд 17ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников
Если вас что-то беспокоит в поведении
ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с
классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
Слайд 18ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для родителей пятиклассников
В первое время можно помочь своему
ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе
дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки, делать часть домашних заданий на продлёнке.
Слайд 19КРОМЕ ТОГО, необходимо знать о том, что…
Подростковый возраст является кризисным,
остропротекающим переходом от детства к взрослости.
Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил” в классе;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту.
Слайд 20Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия ребёнка:
не понимают чувств и переживаний других людей;
не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их
назвать;
чрезмерно подозрительны, всё время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире;
эгоцентричны;
обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»),
неадекватно оценивают своё поведение;
во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Слайд 21Поведенческие симптомы неблагополучия ребёнка:
легко теряют контроль над собой;
проявляют физическую
агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
демонстрируют вспышки ярости
(кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.
Слайд 22Физические симптомы неблагополучия ребёнка:
страдают головными болями, мускульным напряжением;
отличаются угрюмым,
тоскливым настроением.
Слайд 23Важно помнить, что
В этом случае помните:
Тёплые тесные связи ребёнка с
родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок)
способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.
Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.
Слайд 24Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную
жизнь сначала:
Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника
может стать хорошистом и даже отличником