Слайд 1
Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
Ю. В. Арндт,
педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 49», г. Барнаул
Слайд 2 Для развития внимания включаю задания, развивающие отдельные
свойства внимания:
объем, определяющийся количеством однородных предметов, которое охватывает сознание ребёнка;
концентрацию,
т.е. интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах;
устойчивость, определяющуюся длительностью времени, в течение которого сохраняется концентрация внимания;
распределение или возможность концентрироваться не на одном, а на двух и большем числе различных объектов.
Слайд 3 Основным типом данных заданий являются лабиринты разного вида.
В
начале обучения в 1 классе использую лабиринты, в которых необходимо
найти выход к чему-либо. Обучаю детей проходить эти лабиринты, соблюдая следующие правила:
необходимо поставить карандаш в центр лабиринта, начать рисовать линию, не отрывая карандаш от бумаги, пока выход не будет найден;
не задевать линий лабиринта, не пересекать их;
нельзя поворачивать назад; если зайдёшь в тупик, нужно начать проходить лабиринт сначала.
Слайд 4 В начале обучения использую простые лабиринты, постепенно усложняя
их.
Слайд 5 К концу обучения в 1 классе ввожу лабиринты
«письмом»:
Слайд 6 Bo 2 классе «письма» к лабиринтам меняю, путь
в них указываю знаками (деревце, цветок, яблоко, елочка и др.).
Слайд 7 В 3 классе ввожу числовое «письмо», в котором
содержатся числа-ответы к примерам, которыми зашифрован путь. Использую в «письме»
сначала 2 числа-ответа, постепенно увеличивая до 5-6.
Слайд 8Предлагаю детям не только готовые «письма» к лабиринтам, но и
учу самостоятельно составлять их. Для этого они выбирают какой-нибудь объект
(домик, ёлку и т.д.), прослеживают путь до него и заносят встречающиеся знаки, числа-ответы в «окошко».
Так как работа по развитию логических операций анализа и синтеза ведётся параллельно, начиная с первого года обучения, то соответственно задания на самостоятельное составление «писем» к лабиринтам начинаю давать детям одновременно с введением нового вида лабиринта.
Слайд 9 Для развития способности к переключению внимания предлагаю детям
игру «Не пропусти животное (растение, посуду и т.д.)». Называю детям
различные слова, среди которых встречаются заданные игрой, например, домашние животные, дети по договоренности реагируют на эти слова хлопком в ладоши. На следующем занятии при изучении другой темы, например «Дикие животные», усложняю эту игру таким образом: предлагаю хлопать, когда встретится домашнее животное и встать, когда встретится дикое. При этом закрепляю предыдущую тему и развиваю быстроту распределения и переключения внимания, а также расширяю кругозор и познавательную активность детей.
Слайд 10Для развития концентрации внимания предлагаю детям в 1 классе пары
картинок, содержащих различия: сначала 2-3, постепенно увеличивая их до 10-15.
Детям нужно сравнить картинки и найти отличия.
Во 2 классе предъявляю сначала одну картинку, после чего её убираю, а потом другую. Количество различий также увеличивается постепенно.
В 3 классе использую другой тип задании «Корректурные пробы». На бланках напечатаны буквы, цифры и т.д. в случайном порядке. Нужно внимательно просмотреть каждую строку и вычеркнуть заданную букву, цифру, либо обнаружить среди случайных букв слова. При этом развивается не только концентрация внимания, но и устойчивость, а также объём.
Слайд 11Результаты обследования обучающихся 1 «А» класса
за 2013-2014 уч.год
Слайд 12Результаты обследования обучающихся 2 «А» класса
за 2013-2014 уч.год
Слайд 13Результаты обследования обучающихся 3 «А» класса
за 2013-2014 уч.год
Слайд 14Результаты обследования обучающихся 4 «А» класса
за 2013-2014 уч.год