Слайд 1Тема урока:
«Однозначные и многозначные слова»
Подготовила: Настаченко Т.Л.
Слайд 2Сейчас мы вам расскажем,
А потом покажем!
Просто всё,
Как дважды два.
Это
что же за слова?
Однозначные
и
многозначные слова
Слайд 3 Слово
Слово только оболочка,
Плёнка, звук пустой, но в нём
Бьётся
розовая точка,
Странным светится огнём.
(А. Тарковский)
Слайд 4Это город Словарик. Здесь живут слова.
Давайте с ними познакомимся!
Это слова – близнецы.
Они похожи, как две капли воды.
Одинаково их пишут, одинаково их слышат.
Но обозначают они разные предметы.
Слайд 5Что за шутки?
Говорят,
на быках мосты стоят!
Вот он мост, под
ним река –
Ни единого быка!
Не пойму я ничего:
Утонули, что
ли?
Или все до одного
Убежали в поле
От нелёгкого труда?
Ну, а мост на чём тогда?
Ух!
?
Слайд 6Давайте проверим
Айсберг, -а; м. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного
ледника
гребень
ШЛЯПКА, -и, ж. 1. см. шляпа. 2. Маленькая женская
шляпа (раэг.). 3.Верхняя расширенная м обычно плоская часть чего-н. Ш. гвоздя. Ш. гриба. 11прил. шляпочный, oая, ое. Шляпочные грибы.
Слайд 7А бывает и так:
ГРЕБЕНЬ, -бня, м. 1. Высокая, обычно с
украшениями гребенка для поддерживания прически,
2 Вы рост на голове
нек-рых птиц, пресмыкающихся. Петушиный г.
3 Верхняя точка, верх. Г
горы. Г. волны. Г. крыши.
Слайд 8Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие:
алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик.
Многозначные
слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; человек идет, пароход идет, письма идут, часы идут;
«В море суши полоса называется «коса», а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса. У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?»
Слайд 9Задание:
найти в толковом словаре значение слов
1 ряд- озимь
2 ряд
– реять
3 ряд –алмазный.
Слайд 10Проверим :
РЕЯТЬ, рею, реешь; несов. (высок.). 1. Летать плавно, парить.
Орел реет в вышине. 2. (1 и 2 л. не
употр.). Плавно развеваться. Реют знамена
АЛМАЗНЫЙ, -ая, -ое. 1. см. алмаз. 2. Такой, как у алмаза. Алмазная огранка стали.
ОЗИМЬ, -и, ж. Озимый посев, его всходы. Зеленеют озими.
Слайд 11О каком полотне говорится в отрывке из стихотворения «Дорожная»
С.А.
Васильева?
Лучами красит солнышко стальное полотно.
Без устали, без устали смотрю, смотрю
в окно.
Слайд 12Давайте сравним:
Наша школа вышла
на субботник.
Лодка уткнулась
носом в берег.
Артиллерист
чистил
ствол пушки.
Слайд 13 Игра «Найди пару»
(предметам в левой колонке найдите пару в правой
колонке)
Ура!!!
Слайд 14Игра «Что лишнее?»
Всё это «летит». Уберите лишнее.
Слайд 15Игра «Отгадай слово»
Что это?
И
Г
О
Л
К
А
Слайд 16Игра «Отгадай слово»
Что делает?
И
Д
Ё
Т
Слайд 17ЭТО СДЕЛАЕМ ДОМА
1. Придумать 2-3 предложения неправильного употребления значения многозначного
слова и записать их в тетрадь.
2. Нарисовать 2-3 рисунка с
неправильным употребление многозначности слова (подобно упр.335), составить предложения соответствующие картинкам и записать в тетрадь.
3. Выучить правило на стр.137. (Всем!)
4. Составить мини сообщение на тему: «Однозначные и многозначные слова»
Хи-хи-хи!!!
Слайд 18Что нового мы узнали сегодня?
Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим
урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем
многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?
Слайд 19Фотографии, клипарт, анимация с сайтов:
www.Яндекс.ru
www.Lenagold.ru
www.animashky.ru
http://im3-tub.yandex.net/i?id=166447685-07