Слайд 1Русский язык
2 класс
Тема: «Правописание слов с разделительным мягким и разделительным
твёрдым знаками»
Модель урока
Слайд 2Технологическая карта
Разделительный мягкий и разделительный твердый знаки. Их функция в
устной речи, значение в письменной речи.
Согласные и гласные буквы.
Однокоренные слова.
Корень.
Состав
слова.
Приставка.
Слайд 3Цель урока:
Научить писать слова с разделительными мягким(ь) и твёрдым (ъ)
знаками.
Слайд 4Планируемый результат:
Научиться писать слова с разделительным мягким(ь) и разделительным твёрдым
(ъ) знаками.
Слайд 5Задачи урока
1) Воспитательная
2) Развивающая
Уметь работать по правилам работы в группе,
паре;
Стремиться к выполнению ролевых правил;
Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера.
Составить
алгоритм правописания слов с ь,ъ.
3) Обучающая
Уметь пользоваться алгоритмом для правописания слов с разделительными ь,ъ;
Уметь соотносить разные алгоритмы к соответствующим орфограммам в словах.
Слайд 6Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
(По ДМО.Автор Л.Г.Петерсон)
Слайд 8
I этап.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Слайд 9Цель:
организовать
самоопределение
учебной деятельности.
Слайд 10Догадка хороша, а знание лучше.
Прочитайте пословицу
Какое слово непонятно?
Проверьте свое высказывание
по словарю.
Чему учит нас эта пословица?
Слайд 11Давайте вспомним
правила работы в группах:
Распределяем роли.
Уважаем мнение товарищей.
Капитан выбирает
выступающего.
Слайд 12
II этап.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Слайд 13Цель:
Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
Организовать самими
уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Слайд 14Словарная работа.
с…сна –
ду… -
- Докажи выбор буквы,
подчеркни
Слайд 15Ел… -
Сформируйте группы по определенным признакам.
В чем отличие буквы
Ь от других букв?
Какая еще буква может не обозначать звука?
Какую
функцию выполняют эти две буквы?
Слайд 16ВЫВОД:
Мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые ответы,
потому что
знаем, что
доказывать и как доказывать.
Слайд 17Ввод нового знания.
Напишите слова под диктовку:
деревья
съехал
воробьи объявил
- Сравним полученные результаты .Слова вы написали по-разному.
-Почему?
У нас получились разные ответы, потому что мы не знаем как доказать выбор Ъ или Ь.
Слайд 18III этап
Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ
учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к
выявлению места и причины затруднения
- Чему мы будем учиться на уроке?
- Какова цель урока?
IV
этап
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач.
Слайд 20
На доске записаны слова:
семья
подъезд
соловьи
объяснил
Чтение учителем слов с чёткой паузой между согласным и гласным.
Чтение уч-ся и наблюдение над произношением слов.
В чём особенность произношения этих слов?
- Как эта пауза обозначена на письме?
Слайд 21Запишите эти слова, выделите графически эти знаки.
семья
подъезд
соловьи
объяснил
Между какими буквами написали разделительный мягкий знак? Подчеркните их .
семья подъезд
соловьи объяснил
Слайд 22 Составим схему расположения разделительного Ь в словах первого столбика..
Анализ второго столбика слов по аналогии.
Подобная работа проводится со словами
второго столбика.
Составим схему расположения разделительного ъ в словах второго столбика.
-Чем похожи эти схемы?
-Тогда почему мы пишем в одном случае разделительный ь, а в другом разделительный ъ?
ь
ъ
Слайд 23Начтём исследование.
Подберите однокоренные слова к слову семья
- Какая общая
часть в этих словах? Выделите корень.
В каких случаях пишется разделительный
ь?
Формулирование вывода:
При произношении слова «семья» пауза в корне слова перед буквами «е» или «я». Пишу разделительный мягкий знак в слове.
Ь я, и
Работа со словами второго столбика проводится аналогично.
При произношении слова «подъезд», «объяснил» пауза после приставки, оканчивающейся на согласную букву.
Если приставка оканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласных е, я, то пишется разделительный ъ.
ъ е, я
Слайд 24-Своё новое знание проверим эталоном – правилом в учебнике.
Сравните
своё новоё знание с правилом в учебнике.
Что заметили?
Не все буквы
прописаны в схеме.
Дополняем схемы.
Слайд 25V. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать полученные знания.
Слайд 27Проверка самостоятельной работы №1
Каждый участник группы проговаривает вслух доказательство выбранный
буквы в словах по ранее составленному алгоритму:
деревья
съехал
воробьи объявил
и сравнивает с эталоном ( правилом в учебнике, пособии, словаре)
Слайд 28Работа с текстом №2
В автомобиле река раз.езжает,
Радужной пыл.ю асфальт поливает.
Под.ехал к стройке кран под.ёмный,
Под.ёмный кран силач огромный.
В.юга хлещет так и сяк,
Бьёт в лицо крупой колючей.
Каждый участник группы или пары проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.
Слайд 29Работа с текстом №3
В.юга замела лес. Суч.я деревьев
покрылись снегом. Вз.ерошенные вороб.и сидят на ветках, а зайка с.ёжился
под елью.
Каждый ученик самостоятельно проговаривает вслух доказательство выбранный буквы в словах по ранее составленному алгоритму.
Слайд 31VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение
новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней
речи.
Слайд 32Работа в рабочей тетради
Упражнение 2
лист.я
раз.езд
в.ехал
п.ют
кол.я
об.явление
вороб.иха
под.ём
Ъ Ь
Слайд 33VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на
основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания
Слайд 34В каких словах пишется Ъ?
Укажите номер под словами.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на планшетах. Проверка организуется по образцу
с проговариванием во внешней речи.
Слайд 35сем…я
2. с…ел
3. под… езд
4. прыгат…
5. звер…
6. об…ект
7. плат…е
8.с…едобный
9. руч…и
10. с…ёжился
2,
3, 6, 8, 10
ъ
ъ
ъ
ъ
ъ
Слайд 36Кто из вас ошибся?
В каком случае? (Ребята называют, в каких
словах ошиблись)
Исправьте ошибку.(Называют правило, которым нужно было воспользоваться)
Сделайте вывод. (Нужно
еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
Слайд 37
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Цель: выявить границы применимости
нового знания ;повторить содержание изученного знания.
Слайд 38
Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с
разделительным Ъ и Ь?
Нужно знать правило написания
Ъ и Ь
в словах.
Нужно выбирать знак Ъ или Ь по алгоритму.
Слайд 40IX.
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной
деятельности
Слайд 41Какую цель ставим перед собой?
Достигли мы цели?
Почему?
Анализируем с детьми,
опираясь на содержание задач: воспитательной, развивающей, обучающей.
Слайд 42 Где нам пригодятся умения работать группой?
Почему надо быть терпимыми
терпеливым?
Что нам помогло научиться писать слова с разделительными Ъ и
Ь ?(работа в паре, группе, составили план(алгоритм) действий.
С каким алгоритмом познакомились сегодня?
Как называется правило?
Какие алгоритмы правописания безударных проверяемых в корне, парных согласных в корне вы знаете?
Почему надо работать по плану?
Чему вы хотите научится?
Что трудно для вас в выполнении алгоритма правописания разделительных Ъ или Ь знаков?
Слайд 43Домашнее задание:
выполните упражнение в учебнике (с.76, упр. 355).
найдите
в словаре слова с Ъ или Ь. Составьте предложения, текст
с использованием этих слов..
Урок окончен.
Спасибо за работу!