Разделы презентаций


Елена Поленова - Художник древнерусского склада

Содержание

Цель презентации: 1.Знакомство с русской народной традицией иллюстрирования детских книжек2. Раскрыть учащимся мир творчества русской художницы, знаменитого мастера декоративно-прикладного искусства 3. Обогащение эстетического мира учащихсяЕ.Поленова. В иконописной мастерской.Абрамцево в наши дни

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Елена Поленова - «Художник древнерусского склада»
Автор-составитель: Бажутина Людмила Васильевна
преподаватель

высшей квалификационной категории
МКОУ ДОД ДШИ с.Кленовское
2015 год

Елена Поленова -  «Художник древнерусского склада» Автор-составитель: Бажутина Людмила Васильевнапреподаватель высшей квалификационной категорииМКОУ ДОД ДШИ с.Кленовское2015

Слайд 2
Цель презентации:
1.Знакомство с русской народной традицией иллюстрирования детских книжек
2.

Раскрыть учащимся мир творчества русской художницы, знаменитого мастера декоративно-прикладного искусства


3. Обогащение эстетического мира учащихся

Е.Поленова.
В иконописной мастерской.

Абрамцево в наши дни

Цель презентации: 1.Знакомство с русской народной традицией иллюстрирования детских книжек2. Раскрыть учащимся мир творчества русской художницы, знаменитого

Слайд 3Художник «древнерусского склада»
«Её занимало всё русское, национальное, народное. Как известно,

не только её. Ибо это и было время, как бы

сказали позднее, «пробуждения национального сознания» в среде творческой интеллигенции, потребности возвращения к истокам чисто русской культуры.
Елена Дмитриевна, первая из русских художников обратила внимание, что русские дети растут на немецких и английских сказках. Она с огорчением обнаружила, как писала В.В. Стасову, что «не знает ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада». И она решила попробовать себя в книжной иллюстрации для детей»
Искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Лидия Кудрявцева

(1850 — 1898)

Художник «древнерусского склада»«Её занимало всё русское, национальное, народное. Как известно, не только её. Ибо это и было

Слайд 4Елена Дмитриевна Поленова— сестра художника В.Д.Поленова, одна из первых русских

художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства.
Елена Дмитриевна родилась в семье,

все члены которой так или иначе были связаны с научным и художественным миром.
Отец Дмитрий Васильевич Поленов был уважаемым учёным, археологом, историком. А брат Василий Дмитриевич Поленов, как известно, прославленный живописец, замечательный пейзажист.
Мария Александровна Поленова, мать Елены Дмитриевны, была художницей и детской писательницей. Из её книги «Лето в Царском Селе» узнаёшь, как замечательно воспитывала она своих детей, уделяла внимание занятиям русской и мировой истории, подолгу и умно беседовала с ними, занималась рисованием. Дети не знали праздности.

Елене Дмитриевне не довелось стать студенткой Академии Художеств, поскольку в те годы женщины к учёбе в высших учебных заведениях не допускались. Но она училась у замечательного русского художника и педагога П.П.Чистякова, позже у И.Н.Крамского и далее уже в Париже, в мастерской Ш.Шаплена.

Елена Дмитриевна Поленова— сестра художника В.Д.Поленова, одна из первых русских художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства.Елена Дмитриевна

Слайд 5Иллюстрации Елены Дмитриевны Поленовой

Иллюстрации Елены Дмитриевны Поленовой

Слайд 6Пейзаж с воронами

Пейзаж с воронами

Слайд 7В 1877-м Поленова поехала в Киев к сестре. Шла русско-турецкая

война. Сёстры работали в госпитале, собирались открыть свою амбулаторию, ходили

на женские медицинские курсы. Здесь же, в Киеве, Елена Дмитриевна влюбилась в талантливого врача, профессора киевского университета А.С.Шкляревского. Чувство было взаимным, но семья Елены Дмитриевны категорически возражала против этого брака и сделала всё, чтобы он не состоялся…
В результате этой личной трагедии Поленова, по воспоминаниям друзей, очень изменилась. Стала более замкнутой, холодной, как будто затаился на время маленький яркий огонёк в её душе.
Она решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и занятиям искусством. Поступила в рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств (1878-1880). Училась сразу в двух классах: акварельном и керамическом.
На экзаменах была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали) и — случай весьма необычный для того времени — получила предложение поехать на стажировку в Париж. «Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т.д.»
В 1877-м Поленова поехала в Киев к сестре. Шла русско-турецкая война. Сёстры работали в госпитале, собирались открыть

Слайд 9Приехав в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с

братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи,

который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов.
Тёплая, дружественная, творческая атмосфера, царившая в кружке, воскресила её от тяжёлого сна, в котором она жила после трагедии в личной жизни; разбудила дремавшие до этого времени силы художницы — вновь зажгла огонёк в её душе и жажду не только общественной работы, но и творчества.
Приехав в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре

Слайд 10Поленова принимала активное участие в творческих вечерах кружка. Шила костюмы

для театральных постановок. Подолгу гостила в имении Мамонтовых Абрамцево. Ходила

на этюды вместе с Константином Коровиным.
Здесь же Поленова познакомилась и с Виктором Васнецовым. «Кто дал мне толчок к уразумению древнерусской жизни — так это Васнецов, — писала она Стасову, — у Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».
Это общение во многом определило народный дух её дальнейших творческих исканий. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России.
Поленова принимала активное участие в творческих вечерах кружка. Шила костюмы для театральных постановок. Подолгу гостила в имении

Слайд 11Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Елизаветой

Григорьевной Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая

по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, дамы даже ездили в специальные экспедиции за предметами быта по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям.
Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей

Слайд 12Экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д.

Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885 по 1894 год

Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда).
Экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885

Слайд 13Елена Дмитриевна с увлечением создавала орнаменты для мебели и утвари

по мотивам русских народных орнаментов. «…У нас условие: по возможности

не прибегать к помощи изданий и вообще печатного материала. Например, не заимствовать форм и рисунков в памятниках общеизвестных или находящихся в открытых музеях… наша цель — подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться…», — писала художница.
У мастерской было много заказов, а в Москве был даже открыт специальный магазин.

Буфет в доме архитектора Кузнецова, выполненного по эскизам Е. Поленовой

Елена Дмитриевна с увлечением создавала орнаменты для мебели и утвари по мотивам русских народных орнаментов. «…У нас

Слайд 14Эта «способность к русскому стилю», внимательнейшее и кропотливое изучение русского

народного искусства, «страсть к национальному складу» не могли не подвести

художницу к знакомству с фольклором. Е. Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок.

Иллюстрация к сказке «Война грибов»

«Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок, я всегда любила русскую жизнь в её прошлом. Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании — мысль мне улыбнулась — я начала иллюстрировать афанасьевскую «Белую уточку».

Эта «способность к русскому стилю», внимательнейшее и кропотливое изучение русского народного искусства, «страсть к национальному складу» не

Слайд 15Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне

захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну грибов» в той

редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала.
Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное…»
Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну

Слайд 16Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году.

С этого времени до конца своей жизни она не бросала

любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.
Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни

Слайд 17Баня-теремок в Абрамцево. В ней находится очень оригинальная комната –

«шкатулка». На стенах – иллюстрации Е.Д. Поленовой к «Сказке о

Маше и Ване».
Баня-теремок в Абрамцево. В ней находится очень оригинальная комната – «шкатулка». На стенах – иллюстрации Е.Д. Поленовой

Слайд 18В последствии, такие мастера, как И.Билибин, С.Малютин, Г.Нарбут, Д.Митрохин, считали

себя её учениками и последователями.
Поленова собиралась и дальше продолжать работу

над сказками… Увы, её мечтам не суждено было осуществиться. В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года были следствием этого удара. Потрясённый Василий Поленов писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»

А.Н.Бенуа сказал уже после смерти Елены Дмитриевны: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику».

В последствии, такие мастера, как И.Билибин, С.Малютин, Г.Нарбут, Д.Митрохин, считали себя её учениками и последователями.Поленова собиралась и

Слайд 19В библиотеке музея-заповедника «Абрамцево» хранится серия детских книжек, иллюстрированных художницей

Еленой Дмитриевной Поленовой. Возникает ощущение, что они дошли до нас

из далеких времен - поблекшие тона бумаги, приглушенный колорит иллюстраций, буквы, выписанные с разным нажимом. Сказки Поленовой особенные. Это не литературно обработанные тексты, а народные, крестьянские сказы. В одном из ее писем упоминается бабушка Федосья - мастерица придумывать веселые небыли. Они очень нравились самой художнице. С ее именем связано создание русской детской книги.

В позднем творчестве Е.Поленовой соединились между собой два искусства: живопись и музыка. Художница обладала «цветным слухом», и много орнаментов родилось во время исполнения музыки. Хрупкие растительные формы словно проявлялись из музыкальной ткани и становились осязаемыми.

В библиотеке музея-заповедника «Абрамцево» хранится серия детских книжек, иллюстрированных художницей Еленой Дмитриевной Поленовой. Возникает ощущение, что они

Слайд 20 Абрамцево, где работала Поленова, значило для нее очень много. Атмосфера

мамонтовского театра, насыщенная артистизмом и кипучей энергией актеров и художников,

вдохновила на создание костюмов для постановок. А любовь к русской истории, чему поклонялись обитатели Абрамцева, проходит через всю её жизнь. Одновременно с художником М. Нестеровым она начала работать над эскизом к картине «Отрок Варфоломей». Ей принадлежат замысел полотна о юности Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиевской лавры, видного общественного деятеля Руси; картины «Борис и Глеб»; полотна, связанные с началом Невской битвы. Она исполнила такие историко-бытовые холсты, как «Иконописная мастерская XVI века», «Боярский двор». Интерес к истории своего народа вызвал изучение древнерусской архитектуры, ремесел - всего того, что составляет фундамент русской культуры. В прекрасных акварельных работах Елены Дмитриевны Поленовой, в иллюстрациях, изделиях прикладного искусства, многообразных занятиях - уходе за ранеными в госпитале, в просветительской и художественной деятельности видна ее талантливость, цельный характер, верный высокому общественному призванию.
Абрамцево, где работала Поленова, значило для нее очень много. Атмосфера мамонтовского театра, насыщенная артистизмом и

Слайд 21
Сама скромная художница писала в своем дневнике: "Виды, а уж

особенно грандиозные природы – мне не по натуре. Любоваться, восторгаться ее

красотами – могу, но, передавая их, остаюсь чересчур спокойна и холодна. Не могу так облюбовать их, как иногда мелочь какую-нибудь, но родную. За душу захватывает одна лишь своя, хорошо знакомая природа, северная или среднерусская, особенно тогда, когда она выражена в маленьких, ничтожных как будто, но глубоко поэтичных уголках. Это мне близко и дорого, – это мне и удается".

Елена Поленова

Василий Поленов (брат Елены Поленовой)

Сама скромная художница писала в своем дневнике:

Слайд 22http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post240905642
http://www.artsait.ru/art/p/polenova/main.htm
http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=20015
Список использованной литературы и материалов Интернет
1. Бенуа А. История русской

живописи в XIX веке. М., Республика., 1999.
2. Сарабьянов Д. История

русского искусства. М., АСТ-ПРЕСС. 2001.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post240905642http://www.artsait.ru/art/p/polenova/main.htmhttp://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=20015Список использованной литературы и материалов Интернет1. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М., Республика., 1999.2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика