Разделы презентаций


Физиологические основы научения, памяти и мышления

Содержание

План Виды наученияПроцессы памятиВиды памятиВременная организация памятиМеханизмы памятиМорфологический субстрат памятиВиды и структурные основы мышления

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Физиологические основы научения,памяти и мышления

Физиологические основы научения,памяти и мышления

Слайд 2План
Виды научения
Процессы памяти
Виды памяти
Временная организация памяти
Механизмы памяти
Морфологический субстрат памяти
Виды

и структурные основы мышления

План Виды наученияПроцессы памятиВиды памятиВременная организация памятиМеханизмы памятиМорфологический субстрат памятиВиды и структурные основы мышления

Слайд 3Научение
Это выработка новых форм реагирования на

раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям

По критерию активности животного и человека в ходе научения выделяют:
Пассивное (реактивное) научение
Активное (оперантное) научение

Научение   Это выработка новых форм реагирования на раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям

Слайд 4Пассивное научение
Привыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителя
Сенсибилизация

– усиление реакции на повторный стимул
Классический условный рефлекс
Импринтинг

Пассивное научениеПривыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителяСенсибилизация – усиление реакции на повторный стимулКлассический условный

Слайд 5Импринтинг- запечатление
Это особая форма ассоциативного научения,

основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающей

ответной реакции в ранний период развития организма
Приурочен к ограниченному периоду жизни
Необратим, сохраняется на всю жизнь
Не требует многократного подкрепления
Занимает промежуточное место между безусловными и условными рефлексами
Импринтинг- запечатление   Это особая форма ассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей

Слайд 6Формы проявления импринтинга

Запечатление образов и объектов
Усвоение поведенческих актов (имитационное поведение)
Реакция

следования (автоматическое следование новорожденного за родителями)

Формы проявления импринтингаЗапечатление образов и объектовУсвоение поведенческих актов (имитационное поведение)Реакция следования (автоматическое следование новорожденного за родителями)

Слайд 7Активное научение
Инструментальный условный рефлекс
Метод проб и ошибок – достижение результата

разными путями
Самораздражение (лежит в основе формирования аддиктивного поведения)

Активное научениеИнструментальный условный рефлексМетод проб и ошибок – достижение результата разными путямиСамораздражение (лежит в основе формирования аддиктивного

Слайд 8Активное научение
Экстраполяционные рефлексы- способность определять направление перемещения значимого раздражителя (развито

у птиц, хищных млекопитающих, дельфинов)
Научение путем наблюдения:
Простое подражание
Викарное научение –

оценка результата подражания
Активное научениеЭкстраполяционные рефлексы- способность определять направление перемещения значимого раздражителя (развито у птиц, хищных млекопитающих, дельфинов)Научение путем наблюдения:Простое

Слайд 9КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
Латентное научение (крысы в лабиринте)
Психомоторные навыки - последовательное

формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
Инсайт и интуиция

(озарение, эврика!)
Научение путем рассуждений:
а) восприятие - образ - гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯЛатентное научение (крысы в лабиринте)Психомоторные навыки - последовательное формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная

Слайд 10Латентное научение в лабиринте

Латентное научение в лабиринте

Слайд 11Латентное научение переходит в психомоторные навыки

Латентное научение переходит     в психомоторные навыки

Слайд 12
Научение путем инсайта (озарение)- следствие объединения опыта с информацией, которой

располагает индивидуум при решении задачи (внезапное нестандартное решение задачи)

Научение путем инсайта (озарение)- следствие объединения опыта с информацией, которой располагает индивидуум при решении задачи (внезапное нестандартное

Слайд 13Инсайт (озарение) или «ага - реакция»

Инсайт (озарение) или «ага - реакция»

Слайд 14
Память – сохранение информации о

раздражители после прекращения его действия.
И.М.Сеченов: «Память –

это краеугольный камень психического развития… Это сила, сплачивающая, склеивающая всякое предыдущее со всяким последующим…Деятельность памяти охватывает все психические процессы. »
Память – сохранение информации о раздражители после прекращения его действия.

Слайд 15Нейрогенная память
Наследуемая (генетитческая) – безусловные рефлексы, инстинкты
Ненаследуемая (приобретенная, индивидуальная) -

основа жизненного опыта- это способность нервной системы воспринимать окружающую нас

действительность, запечатлевать её в нейронах, хранить эту информацию и по мере необходимости воспроизводить.
Нейрогенная памятьНаследуемая (генетитческая) – безусловные рефлексы, инстинктыНенаследуемая (приобретенная, индивидуальная) - основа жизненного опыта- это способность нервной системы

Слайд 16Процессы памяти
Восприятие и запечатление (фиксация) информации – может быть произвольным

и непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение, фиксируются эффективнее
Сохранение информации

– центральное звено в системе памяти. По мере поступления новой информации происходит трансформация раннее поступившей.
Воспроизведение - наиболее уязвимый процесс
Забывание

Процессы памятиВосприятие и запечатление (фиксация) информации – может быть произвольным и непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение,

Слайд 17Формы воспроизведения информации
Узнавание – извлечение информации из памяти в

результате сличения одного раздражителя с раннее действующим. Не требует активного

поиска
Припоминание – активный выбор информации, хранящийся в памяти.
Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным
Формы воспроизведения информации Узнавание – извлечение информации из памяти в результате сличения одного раздражителя с раннее действующим.

Слайд 18Виды памяти по форме проявления
Образная (модально-специфическая):
Зрительная
Слуховая
Тактильная
Моторная
Словесно –

логическая
Эмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально значимые события


Виды памяти по форме проявленияОбразная (модально-специфическая):Зрительная Слуховая ТактильнаяМоторная Словесно – логическаяЭмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально

Слайд 19Эмоциональная память
Истинная – способность воспроизводить эмоциональное состояние
Абстрагированная – воспроизведение эмоционально

значимого события без чувственной окраски
Черты эмоциональной памяти:
Быстрота формирования
Надмодальность

– независимость от конкретных сенсорных воздействий

Эмоциональная памятьИстинная – способность воспроизводить эмоциональное состояниеАбстрагированная – воспроизведение эмоционально значимого события без чувственной окраски  Черты

Слайд 20
По уровню управления памятью:
Непроизвольная
Произвольная
По способу запоминания:
Неосмысленная (непосредственная, механическая) –

запоминание без использования специальных приемов
Опосредованная – использование вспомогательных средств для

запоминания (элемент логической смысловой памяти)
По уровню управления памятью:Непроизвольная ПроизвольнаяПо способу запоминания:Неосмысленная (непосредственная, механическая) – запоминание без использования специальных приемовОпосредованная – использование

Слайд 21Произвольная мнестическая деятельность
Включает стадии мотива, программирования, использования

различных способов и приемов запоминания, контроля и коррекцию результата

Произвольная мнестическая деятельность   Включает стадии мотива, программирования, использования различных способов и приемов запоминания, контроля и

Слайд 22
Декларативная память – запоминание объектов (лица, предметы), событий, эпизодов. Основана

на ассоциации одновременно действующих раздражителей
Процедурная память – запоминание действий :

моторные навыки, условные рефлексы; формируется медленнее декларативной, без подкрепления склонна к угасанию

Декларативная память – запоминание объектов (лица, предметы), событий, эпизодов. Основана на ассоциации одновременно действующих раздражителейПроцедурная память –

Слайд 23Виды памяти

Виды памяти

Слайд 24Энграмма – след памяти
Это комплекс структурно- функциональных

изменений в ЦНС, обеспечивающих запечатление объектов памяти и субъективного отношения

организма к данным объектам
Энграмма – след памяти   Это комплекс структурно- функциональных изменений в ЦНС, обеспечивающих запечатление объектов памяти

Слайд 25Временная организация памяти (этапы становления энграммы)
Сенсорная память (мгновенная, иконическая память)

– непосредственный отпечаток сенсорной информации, удерживается в течение 50-500 мсек.,

количество информации избыточно; сенсорная память не воспроизводима, на её основе формируется кратковременная память
Временная организация памяти (этапы становления энграммы)Сенсорная память (мгновенная, иконическая память) – непосредственный отпечаток сенсорной информации, удерживается в

Слайд 26
Кратковременная память – способность воспроизводить информацию после однократного предъявления в

объеме 7 +- 2 единицы. Длительность хранения – секунды, минуты
Промежуточная

(оперативная) – хранение в течение минут, часов
Долговременная – хранение на протяжении всей жизни
Кратковременная память – способность воспроизводить информацию после однократного предъявления в объеме 7 +- 2 единицы. Длительность хранения

Слайд 27Консолидация следов памяти
Процесс упрочения и удержания информации

с течением времени при добавлении новой информации
Первичная память – временное

хранение (соответствует кратковременной памяти)
Вторичная - при целенаправленном повторении информации длительное хранение, но возможно забывание в связи с вновь поступающей информацией
Третичная – закрепляется в результате многолетней практики, не происходит забывания

Консолидация следов памяти   Процесс упрочения и удержания информации с течением времени при добавлении новой информацииПервичная

Слайд 28Механизмы памяти
Импульсная теория – объясняет механизм кратковременной памяти, заключается в

циркуляции (реверберации) возбуждения по замкнутым нейронным цепям между таламусом и

корой (нейронные ловушки). Многократное повторение информации приводит к изменению синаптической передачи (явление посттетанической потенциации), что способствует консолидации памяти
Механизмы памятиИмпульсная теория – объясняет механизм кратковременной памяти, заключается в циркуляции (реверберации) возбуждения по замкнутым нейронным цепям

Слайд 29
Нейрохимическая теория – закрепление следов памяти связывают с действием определенных

медиаторов и модуляторов (нейропептидов), синтез которых увеличивается под действием глутамата.

Процессы кратковременной памяти связывают с медиатором ацетилхолином, модулирующее действие оказывают норадреналин и дофамин. Серотонин обеспечивает формирование долговременной памяти. Важная роль в долговременной памяти отводится эндогенным опиатам (эндорфины, энкефалины), регулирующим эмоциональную память
Нейрохимическая теория – закрепление следов памяти связывают с действием определенных медиаторов и модуляторов (нейропептидов), синтез которых увеличивается

Слайд 30
Молекулярная (нейроструктурная) теория- объясняет механизм долговременной памяти: структурные изменения в

нейроне, синтез специфических белков памяти, чувствительных к определенному узору импульсного

потока (узнавание афферентного сигнала). В результате – освобождение медиаторов в синапсах, обеспечивающих передачу информации в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации
Молекулярная (нейроструктурная) теория- объясняет механизм долговременной памяти: структурные изменения в нейроне, синтез специфических белков памяти, чувствительных к

Слайд 31Процесс запоминания- следствие структурных и биохимических изменений

Реверберация возбуждения – облегчение синаптической передачи – консолидация

памяти – синтез РНК и белков – долговременная память
Процесс запоминания- следствие структурных и биохимических изменений      Реверберация возбуждения – облегчение синаптической

Слайд 32Морфологический субстрат памяти

Процесс запоминания

у человека опирается на целую систему совместно работающих аппаратов мозговой

коры и нижележащих образований, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов
Морфологический субстрат памяти      Процесс запоминания у человека опирается на целую систему совместно

Слайд 34
Модулирующие системы мозга (Rf, лимбическая система) – поддерживают тонус коры

(необходимое условие запечатления любых следов)
Вторичные и третичные сенсорные поля (височная

и теменная область)- хранение сенсорной информации
Лобная кора (префронтальная область) – ответственна на актуализацию (воспроизведение) следов памяти
Модулирующие системы мозга (Rf, лимбическая система) – поддерживают тонус коры (необходимое условие запечатления любых следов)Вторичные и третичные

Слайд 35Роль гиппокампа
Фиксирует события, значимые для организма, не допускает фиксации случайных

следов
Оживляет следы памяти , инициирует ориентировочные рефлексы на новый раздражитель

(нейроны новизны и нейроны тождества)
Способствует переходу кратковременной памяти в долговременную – консолидация следов памяти
Правое полушарие связывают с долговременной памятью, левое – с кратковременной
Роль гиппокампаФиксирует события, значимые для организма, не допускает фиксации случайных следовОживляет следы памяти , инициирует ориентировочные рефлексы

Слайд 36Мышление


Это

процесс оперирования закодированной с помощью механизмов памяти информацией и приобретение

новой информации
Мышление         Это процесс оперирования закодированной с помощью механизмов памяти

Слайд 37 КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ

Научение путем рассуждений:
а) восприятие - образ

– гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯНаучение путем рассуждений:а) восприятие - образ – гипотезаб) абстракции - понятия - обобщения

Слайд 38Виды мышления
Образное (конкретно- предметное)
Физиологическая основа – 1-я сигнальная

система
Абстрактное (словесно-логическое) – рассуждение, состоящее из последовательного ряда логических звеньев,

каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее
Физиологическая основа – 2-я сигнальная система
Виды мышленияОбразное (конкретно- предметное)  Физиологическая основа – 1-я сигнальная системаАбстрактное (словесно-логическое) – рассуждение, состоящее из последовательного

Слайд 39Структурные основы мышления

Ведущие структуры – ассоциативные зоны коры с ближайшей

подкоркой и ретикулярной формацией
Ведущее значение- лобные доли коры

Структурные основы мышленияВедущие структуры – ассоциативные зоны коры с ближайшей подкоркой и ретикулярной формациейВедущее значение- лобные доли

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика