Слайд 1Компетентностный подход
в образовании
competence-based education – CBE
Слайд 2План
Основные цели реформирования европейского образования.
Сущность компетентностного подхода. Содержание понятия
«компетентность».
Этапы становления компетентностного подхода.
Ключевые компетенции.
Алгоритм построения учебного занятия в системе
компетентностного образования.
Слайд 3Предпосылки развития компетентностного подхода в образовании
появление нового типа экономики, вызвавшее
потребность в изменении требований к качеству подготовки выпускников, содержания труда
и видов профессиональной деятельности;
интенсивное развитие информационных технологий;
возрастающий приоритет творческих аспектов профессиональной деятельности и интеллектуального потенциала специалистов;
рост динамики модификации профессий, их глобализация.
Слайд 4Компетентностный подход: содержание
Е.Я. Коган считает, что это принципиально новый подход,
который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся.
А.Г.
Бермус подчеркивает, что компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.); компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).
Д.А. Иванов отмечает, что компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Слайд 5Компетентностный подход
совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания
образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов:
1. Смысл образования
- развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе социального и собственного опыты учащихся.
2. Содержание образования – это социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
3. Смысл организации образовательного процесса -создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения. (Лебедев О.Е., 2004)
Слайд 6Отличия компетентностного подхода к обучению
от традиционного
Слайд 7Компетентность
- это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно
и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые
функции (Зеер Э.Ф.)
Слайд 8Содержание понятия
Компетентный (лат. competens, competentis - надлежащий, способный) - знающий,
сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или
полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо; соответствующий требованиям.
Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.
Слайд 9Характеристики компетентности
компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и
служит связующим звеном между ее компонентами;
компетентность в широком смысле
может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;
компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;
компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.
(Л.П. Алексеева, Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.)
Слайд 10Компетентностью и компетенция
компетентность - «это совокупность необходимых знаний и качеств
личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей
области знаний, научной или практической деятельности» («Словарь по образованию и педагогике»)
компетентность – это уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к применению компетенций в профессиональной деятельности.
компетенции - «совокупность определенных ЗУНов, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» («Словарь по образованию и педагогике»)
компетенции – «совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - совокупность того, чем он владеет» (А.С. Белкин)
компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (ОС ЮФУ)
Слайд 11Компетнтность и компетенция
Компетенция – это знание и понимание того, как
действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях (проект TUNING –
Настройка образовательных структур в Европе).
Компетенция основывается на знаниях, конструируется через опыт, реализуется на основе воли (Джон Эрпенбек).
Компетенции – это интегрированные характеристики качеств личности, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями (И.А. Зимняя).
Компетенции – это совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения (А.В. Хуторской).
Компетенции – это интегральные надпредметные характеристики подготовки обучаемых, которые проявляются в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях в процессе или после окончания обучения (В.И. Звонников).
Слайд 12Соотношение понятий
1.
=
Компетентность
2.
Компетентность
К
К
К
К
К
Слайд 13Этапы становления компетентностного подхода
(СВЕ-подхода) в образовании
Первый этап (1960—1970 гг.)
- введение в научный аппарат категории «компетенция», создание предпосылок разграничения
понятий компетенция/компетентность, вводится понятие «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс).
Второй этап (1970-1990 гг.) - использование категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности».
Третий этап (с 90-е гг. XX века ) - появление работ А.К. Марковой (1993, 1996) о профессиональной компетентности; Л.А.Петровская о «коммуникативной компетентности».
Слайд 143 этап
В документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже
должны (!) рассматриваться как желаемый результат образования.
В итоговом докладе
международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование:
сосуществовать (осуществление совместных проектов или разумном и мирном решении неизбежных конфликтов);
учиться ( широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин);
работать (приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями);
жить (усиление личной ответственности в коллективных проектах).
Слайд 15Компетентность
«состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно
независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной
сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» («Компетентность в современном обществе», Дж. Равен, 1984 )
Слайд 16Список 39 компетентностей (Дж. Равен)
тенденция к более ясному пониманию ценностей
и установок по отношению к конкретной цели;
тенденция контролировать свою
деятельность;
вовлечение эмоций в процесс деятельности;
готовность и способность обучаться самостоятельно;
поиск и использование обратной связи;
уверенность в себе;
самоконтроль;
адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;
внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
самостоятельность мышления, оригинальность;
критическое мышление;
готовность решать сложные вопросы;
готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);
Слайд 17Список компетентностей (Дж. Равен)
готовность полагаться на субъективные оценки и идти
на умеренный риск;
отсутствие фатализма;
готовность использовать новые идеи и
инновации для достижения цели;
знание того, как использовать инновации;
уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;
установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;
настойчивость;
использование ресурсов;
доверие;
отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
способность принимать решения;
персональная ответственность;
способность к совместной работе ради достижения цели;
способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;
готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
способность эффективно работать в качестве подчиненного;
терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;
понимание плюралистической политики;
готовность заниматься организационным и общественным планированием.
Слайд 18Иерархия компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию
образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов
и образовательных областей;
3) предметные компетенции - имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Слайд 19Ключевые компетенции
наиболее универсальные по своему характеру и степени применяемости компетенции,
формирование которых осуществляется в рамках каждого учебного предмета (И.А. Зимняя);
способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для учащихся проблем.
три основные группы компетентностей, которые являются основой для выделения основных компетентностей:
1) компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
2) компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
3) компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. (И.А.Зимняя)
Слайд 20Теоретико-методологическая основа
выделения ключевых компетенций
человек есть субъект общения, познания, труда
(Б.Г. Ананьев),
человек проявляется в системе отношений к обществу, другим
людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев);
компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач);
профессионализм включает компетентции (А.К. Маркова).
Слайд 21Характеристика ключевых компетенций
позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);
полифункциональны (позволяют решать
разные задачи из одного поля);
переносимы на разные социальные поля (на
разные области деятельности);
требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования...);
реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).
Слайд 22Ключевые компетенции
политические и социальные компетенции (способность принимать ответственность, участвовать в
принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и
улучшении демократических институтов);
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий);
компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией;
компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества (в т.ч. суждение в отношении получаемой информации);
способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения (В. Хутмахер, принято Советом Культурной Кооперации СДСС)
Слайд 23Ключевые компетенции
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения
знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных);
компетентность в
сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)».
(Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования, М., 2001.
Слайд 24Цели школьного образования
с точки зрения компетентностного подхода
1. Научиться
учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации,
находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42382/
© Shkolazhizni.ru
Слайд 25Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования (Гурьянова А.В.)
этап
– целеполагание: цели формируются не в виде действий преподавателя, а
с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта
этап – проектирование. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции;
этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Исследовательский метод и вид деятельности; самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
этап - подбор диагностического инструментария (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Слайд 26Результаты освоения учебной дисциплины
Слайд 27Литература
Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как
объект анализа и оценивания / Под общ. ред.И.А. Зимней. М.,
2003.
Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002. (англ. 1984).
Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход http://fictionbook.ru/author/viktor_ivanovich_zvonnikov/kontrol_kachestva_obucheniya_pri_attesta/read_online.html?page=1#part_45
Гурьянова А.В. Компетентностный подход в образовании. http://festival.1september.ru/articles/574903/
Слайд 28Литература
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика.
– 2005. – №4. – С.19-27.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции –
новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. – М., 2002.
Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – №3. – С. 95-100.
Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PIZA-2000/ А.Г.Каспржак, К.Г.Митрофанов, К.Н.Поливанова и др.–М.: «Университетская книга», 2005.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с анг. – М.::Когито-Центр, 2002.
Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. – 2006. – № 7. – С.4-6.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.