Слайд 1лекцияVI
потребности и интересы
1. Качества человека как личности проявляются прежде всего
в:
Особенностях мышления и памяти
Участии в общественной жизни
Протекании психических процессов
Наследуемых качествах
Ответ:
2. Личность=социально важные качества. они проявляются в общественной жизни.
2. Научные знания отличаются от обыденных знаний тем, что они:
Передаются из поколения в поколение
Предполагают проверку истинности полученных сведений
Формируются на основе наблюдений
Отражают окружающую действительности
Ответ: 2. Обыденное знание не предполагает проверку истинности. То есть мы верим, что пальцы в розетку нельзя совать.
Слайд 2лекцияVI
потребности и интересы
Ответ: 21121. Свойство – это атрибут предмета (существенный,
неотъемлимый признак
предмета). Поэтому свойство познаётся через разум.
Слайд 3лекцияVI
потребности и интересы
5. Какой смысл учёные вкладывают в понятие «деятельность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
предложения: одно предложение, содержащее
информацию о
видах деятельности и одно предложение, раскрывающее сущность
одного из видов деятельности.
какое-нибудь определение. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в его преобразовании и подчинении. Или: деятельность – активность, направленная на удовлетворение потребностей
Ну перечислить: «Социологи выделяют четыре основных вида общения: труд, игра, учение, общение»
Учение – деятельность, направленная на получение знаний, учений
Слайд 4лекцияVI
потребности и интересы
6. А) Научное познание, одна из форм познания
мира.
Б) Новые возможности научного знания значительно расширяют
наше знание о
человеке и облегчают диагностику его заболеваний
В) Так, с помощью созданных в «Сколково» браслетов и других
замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание
сахара в крови.
Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить
за самочувствием больных в режиме реального времени и
консультировать их с помощью Skype.
Д) Виртуальные обследования становятся всё более популярными.
1) Факт 2) Оценка 3) Теория
32112
Слайд 5лекцияVI
потребности и интересы
7. Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличии
от
других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю
и энергию. Не
обнаружены объекты у которых вообще бы
отсутствовало гравитационное взаимодействие». Укажите 2 критерия
которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на
обществоведческие знания, назовите ещё одну черту, присущую
научному познанию.
использование специальной научной терминологии. И используются черты научного познания: выдвижение гипотез (пытались глянуть есть ли предметы без гравитационного взаимодействия) и экспериментальная проверка
8. Ответ на нижнее задание: 12121
Слайд 69. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме: «Мышление
и деятельность».
Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать данную тему.
План должен содержать не менее 3
пунктов, из которых два или более детализированы в подпункты.
Определение деятельности.
Структура деятельности:
а) мотивы
б) цель
в) методы и средства
г) процесс
д) результат
3. Виды деятельности:
а) познавательная деятельность
б) игровая деятельность
в) трудовая деятельность и другие
4. Мышление как основа учения – познавательной деятельности
5. Виды мышления:
а) образное
б) понятийное
в) знаковое
6. Мышление – как основа рационального познаний.
Слайд 710. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Чувственное познание»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию
о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.
Чувственное познание – получение информации о внешней стороне объекта на основе органов чувств. (можно ещё сказать, что это начальная ступень познания, дающая представление о форме и внешних свойствах предмета).
Чувственное познание включает в себя: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – это первая ступень чувственного познания, восприятие отдельных частей предмета при непосредственном влиянии предмета на перцептивный аппарат.
Слайд 811. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме: «Познание как
вид деятельности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете
освещать данную тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более должны быть детализированы в подпункты.
Деятельность как основа существования человека и общества
Виды деятельности
а) Труд
б) Учение
в) Игра
г) Общение
3. Познание – как основа ученической деятельности.
4. Виды познания:
а) чувственное
б) рациональное
5. Обыденное познание.
6. Научное познание.
Слайд 9лекцияVI
потребности и интересы
лекцияVI
потребности и интересы
Слайд 10лекцияVI
потребности и интересы
Потребность - это нужда человека в чём либо,
что
составляет необходимое условие его существования.
определениеI
У большинства людей социальные потребности
господствуют над идеальными.
Слайд 11Абрахам Маслоу (1908-1970) – американский психолог, основатель
гуманистической психологии.
Анализ потребностей и
расположение их в виде иерархической
лестницы — известная работа Абрахама Маслоу,
известная под названием «Пирамида потребностей Маслоу» (1943)
личностьI
Слайд 13лекцияVI
определениеII
Разумные потребности – потребности, которые развивают в человеке
подлинно человеческие качества:
стремление к истине, красоте и
знаниям, желание приносить добро людям.
Потребности
лежат в основе возникновения интереса и склонностей.
Интерес (от лат. interest – иметь значение) – целенаправленное
отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
(индивидуальные, групповые, всего общества)
Склонность – выражает направленность на определённую
деятельность.
Слайд 14лекцияVI
потребности и интересы
лекцияVII
свобода и необходимость
в человеческой деятельности
свобода и ответственность
Слайд 15лекцияVI
определениеI
Свобода – есть познанная необходимость.
«Свободной называется такая вещь, которая существует
по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к
действию только само собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.»
«Этика, доказанная в геометрическом порядке» (1677)
Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) –
нидерландский философ-рационалист.
Слайд 16лекцияVI
определениеII
Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности,
обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
Фатализм (от лат. fatalis -
роковой) – мировоззренческая концепция,
согласно которой все процессы в мире подчинены господству
необходимости. Абсолютизация необходимости, трактовка всякого
человеческого действия как предопределённого заранее
Мойры
Слайд 17лекцияVI
определениеIII
Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) – мировоззренческая концепция, признающая
волю как основу всего сущего. Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами,
принятие решений, согласуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.
Артур Шопенгауер (1788 - 1860) –
иррационалист, мизантроп. Поклонник
Иммануила Канта.
«Мир как воля и представление» (1819)
Слайд 18лекцияVI
Социальные условия реализации свободы:
Социальные нормы, место человека в обществе, формы
общественной деятельности, уровень развития общества и социализация
Свобода – это умение
познавать объективную необходимость и, опираясь на это знание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
определениеIV
Слайд 20лекцияVI
Статья 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии
с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований
приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
конституцияI
Слайд 21лекцияVI
Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
конституцияI
Слайд 22лекцияVI
потребности и интересы
лекцияVIII
системное строение общества:
элементы и подсистемы
Слайд 23лекцияVI
определениеI
Общество (в широком смысле) – обособившееся от природы, но
тесно связанная
с ней часть материального мира, которая включает в себя способы
взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество (в узком смысле) – круг людей, объединённых общностью интересов; страна, регион, отдельное конкретное общество; исторический этап в развитии человечества.
Человеческая деятельность – способ существования общества. Без взаимодействия людей общества не существует.
Слайд 24лекцияVI
функции
Производство материальных благ и услуг
Распределение продуктов труда
Воспроизводство и социализация человека.
Регламентация
и управление деятельностью и поведением
Духовное производство и регулирование активной деятельности.
Слайд 25лекцияVI
определениеII
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи,
возникающие между различными социальными группами.
Материальные отношение – возникают непосредственно
в ходе практической деятельности, вне зависимости от сознания. (Производственные, экологические и отношения по поводу делопроизводства)
Духовные – формируются, проходя через сознание. Определяются духовными ценностями. (моральные, политические, правовые, художественные, философские, религиозные)
Слайд 26лекцияVI
определениеIII
Общество – это динамическая, саморазвивающаяся система. Изменяясь, способна сохранять свою.
качественную определённость. Сферы общественной жизни – подсистемы общества.
Экономическая – Производство,
распределения, обмен и потребление материальных благ. (заводы, фирмы, банки, биржы)
Социальная – отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность государства по обеспечению соц. гарантий (здравоохранение, соц. обеспечение, коммунальные службы и т. д.)
Политическая – отношения между гражданским обществом и государством, между государствами, между партией и государством (Парламент, правительство, партии, общественные организации).
Духовные – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей (школы, вузы, театры, библиотеки, архивы…)
Слайд 27лекцияVI
специфические чертыI
Разнообразия социальных структур и подсистем.
Общество не сводимо к людям,
это система надындивидуальных форм, связей и отношений, которые возникают в
процессе деятельности.
Самодостаточность.
Динамичность, незавершённость и альтернативность развития.
Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
Обществу присуща нелинейность, непредсказуемость развития.
Слайд 28лекцияVI
потребности и интересы
лекцияIX
основные институты общества
Слайд 29лекцияVI
определение
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной
деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых
– удовлетворение социальных потребностей.
Экономические – деньги, собственность, хозяйственные отношения, обмен и другие.
Политические – власть, разделение властей, местное самоуправление, парламентаризм.
Социальные – семья, брак, наследование, материнство, отцовство...
Отношения, которые действуют в духовной сфере – СМИ, общественное мнение, религия, образование.
Слайд 30лекцияVI
функции социальных институтов
Организуют человеческое поведение в систему статусов и ролей.
Включают
систему санкций – от морально-этических до правовых.
Придают организованный характер деятельности
людей.
Обеспечивают стандартное поведение людей в типичных ситуациях.
Расхождение угрожает стабильности общества.
Слайд 32лекцияVI
заданияII
3. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением
двух, являются социальными потребностями:
В трудовой деятельности
В созидании
В творчестве
Во взаимопонимании
В отдыхе
В пище
Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.
1) Биологические 2) Физиологические 3) Социальные
4) Органические 5) Естественные 6) Эстетические
Слайд 33лекцияVI
заданияIII
5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух,
относятся к понятию «биологические потребности человека»
1) Воспроизводство рода 2) Самореализация
3) Питание
4) Дыхание 5) Движение 6) Общение 7) Отдых
6.
Слайд 34лекцияVI
заданияIV
7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой
буквой.
(А) Общество — часть материального мира, обособившаяся от природы, но
сохранившая с ней тесную взаимосвязь. (Б) Общество и человек пытаются преобразовывать природу, приспосабливая её под свои нужды. (В) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Г) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катакизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров. (Д) Людям следует более бережно и ответственно относиться к внешней естественной среде своего обитания.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
Слайд 35лекцияVI
заданияV
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой
буквой.
(A) Общество — это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее
существенную роль в развитии общества играет политика. (B)Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Слайд 36лекцияVI
заданияVI
9. «Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё
общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает _________(А) об
окружающем мире и о себе. Результаты _________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются _________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует _____(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается _________(Д),сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем.
Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и _________(Е) знания».
1) мышление 2) истина 3) практическое 4) гуманитарное 5) научное знание
6) познание 7) информация 8) обыденное (житейское) знание 9) потребности