Разделы презентаций


Методические основы взаимодействия педагога с учащимися. Педагогика

Содержание

Изучаемые вопросы:1. Сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «сотрудничество».2. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешного взаимодействия с учащимися.3. Организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества воспитателя и учащихся.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методические основы взаимодействия педагога с учащимися. Педагогика сотрудничества.

Методические основы взаимодействия педагога  с учащимися.  Педагогика сотрудничества.

Слайд 2Изучаемые вопросы:
1. Сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «сотрудничество».
2. Коммуникативная компетентность педагога как фактор

успешного взаимодействия с учащимися.
3. Организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества воспитателя

и учащихся.

Изучаемые вопросы:1. Сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «сотрудничество».2. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешного взаимодействия с учащимися.3. Организация педагогического взаимодействия на

Слайд 31. Сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «сотрудничество»

1. Сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «сотрудничество»

Слайд 4Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его

участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и общественно

значимых качеств личности.

Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной

Слайд 5
Сущность и структура педагогического взаимодействия (Д.А. Белухин ):

– педагогическое

взаимодействие как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между

людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности
– совместная деятельность как организованная система активности взаимодействующих индивидов
Сущность и структура педагогического взаимодействия (Д.А. Белухин ): – педагогическое взаимодействие как сложный, многоплановый процесс установления и

Слайд 6Перечень требований к деятельности воспитателя, осуществляющего педагогическое взаимодействие:

• диалогичность во

взаимоотношениях воспитанников и педагога;
• деятельностно-творческий характер взаимодействия;
• направленность на поддержку

индивидуального развития личности;
• предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания, форм и методов воспитания и деятельности.

Перечень требований к деятельности воспитателя, осуществляющего педагогическое взаимодействие:• диалогичность во взаимоотношениях воспитанников и педагога;• деятельностно-творческий характер взаимодействия;•

Слайд 7Я.Л. Коломинский выделяет в межличностном взаимодействии две стороны –
внутреннюю (педагогическое

отношение) и внешнюю (педагогическое общение).
Педагогическое общение выступает как структурная

составляющая взаимодействия в структуре целостной педагогической деятельности.

Я.Л. Коломинский выделяет в межличностном взаимодействии две стороны – внутреннюю (педагогическое отношение) и внешнюю (педагогическое общение). Педагогическое общение

Слайд 8В.А. Кан-Калик под педагогическим общением понимает систему социально-психологического взаимодействия педагога и

воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация

взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
 

В.А. Кан-Калик под педагогическим общением понимает систему социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание

Слайд 9А.А. Леонтьев педагогическим общением считает профессиональное общение преподавателя с учащимися на

уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее

определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.

А.А. Леонтьев педагогическим общением считает профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения

Слайд 10А.А. Леонтьев выделяет специфические виды педагогического общения:
• социально-ориентированное общение
• групповое предметно ориентированное

общение
• личностно-ориентированное общение, которое, в свою очередь, может быть диктальным

и модальным
А.А. Леонтьев выделяет специфические виды педагогического общения:• социально-ориентированное общение • групповое предметно ориентированное общение • личностно-ориентированное общение, которое, в свою очередь,

Слайд 112. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешного взаимодействия с учащимися

2. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешного взаимодействия с учащимися

Слайд 12Под коммуникативной компетентностью Ю.Н. Емельянов понимает такой уровень сформированности межличностного опыта,

то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы

в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.

Под коммуникативной компетентностью Ю.Н. Емельянов понимает такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который

Слайд 13В.И. Кашницкий рассматривает феномен коммуникативной компетентности личности педагога как многоуровневое интегративное

качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей), опосредующее профессиональную педагогическую

деятельность преподавателя, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с учащимися и другими участниками педагогического процесса.

В.И. Кашницкий рассматривает феномен коммуникативной компетентности личности педагога как многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей),

Слайд 14Коммуникативная компетентность включает в себя умения:
• инициировать и вступать в контакт;
• формировать

благоприятное первое впечатление;
• задавать вопросы и отвечать на них;
• вести беседу; кратко

и точно выражать свои мысли;
• стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;

Коммуникативная компетентность включает в себя умения:• инициировать и вступать в контакт;• формировать благоприятное первое впечатление;• задавать вопросы и отвечать на

Слайд 15Коммуникативная компетентность включает в себя умения:
• слушать, услышать и понять то,

что имел в виду собеседник;
• осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру,

что его услышали и поняли;
• выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, дискуссии;
• считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
• управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;

Коммуникативная компетентность включает в себя умения:• слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;• осуществлять обратную связь,

Слайд 16Коммуникативная компетентность включает в себя умения:
• эффективно взаимодействовать с другими,

осуществляя сотрудничество;
• владеть техникой общения;
• использовать в процессе взаимодействия разнообразные

стили общения;
• понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Коммуникативная компетентность включает в себя умения:• эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество;• владеть техникой общения;• использовать в

Слайд 17Важное значение в практике педагогического взаимодействия имеют также навыки отношений,

или интерактивные навыки. Интерактивные навыки связаны с управлением ролями, стратегиями

и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями педагогического общения.

Важное значение в практике педагогического взаимодействия имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Интерактивные навыки связаны с

Слайд 18К интерактивным относятся умения:
• диагностировать и оценивать собеседников;
• правильно распределять роли

в игровом общении и подбирать эффективные стратегии взаимодействия;
• управлять индивидуальной и

групповой интеллектуальной деятельностью участников игры внутри команды;
• определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа;
• разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений; презентацию.

К интерактивным относятся умения:  • диагностировать и оценивать собеседников;• правильно распределять роли в игровом общении и подбирать эффективные

Слайд 19Компоненты, характерные для педагогов с высокой коммуникативной компетентностью:

• быстрая, своевременная

и точная ориентировка в ситуации взаимодействия; умение понять собеседника и

определить цели его деятельности в контексте конкретной ситуации;
• установка на положительный результат взаимодействия с учетом состояния и возможностей собеседника;
• гибкость, готовность проявить инициативу во взаимодействии или передать ее собеседнику (при необходимости);
• внимательность к собеседнику и владение ситуацией;

Компоненты, характерные для педагогов с высокой коммуникативной компетентностью:• быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия; умение

Слайд 20Компоненты, характерные для педагогов с высокой коммуникативной компетентностью:

• установка на

конструктивное решение проблемы независимо от результата: отрицательный результат – это

тоже результат;
• дипломатичность, умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;
• высокий социальный статус и популярность в том или ином коллективе;
• умение организовать взаимодействие в учебной группе, коллективе педагогов; стремление к высоким результатам деятельности;
• способность создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе учащихся.

Компоненты, характерные для педагогов с высокой коммуникативной компетентностью:• установка на конструктивное решение проблемы независимо от результата: отрицательный

Слайд 21Социальная компетентность – система социальных умений и навыков, сценариев поведения

в нетипичных ситуациях.

Компоненты социальной компетентности:
социальная сенситивность (от лат. sensus –

чувство, ощущение) – точность социальной перцепции;
наличие основных навыков взаимодействия;
владение навыками одобрения и вознаграждения во всех социальных ситуациях (т. е. умение давать положительную обратную связь партнерам по взаимодействию);
равновесие, спокойствие собеседников как антитеза социальной тревожности.

Социальная компетентность – система социальных умений и навыков, сценариев поведения в нетипичных ситуациях.Компоненты социальной компетентности:социальная сенситивность (от

Слайд 224 уровня коммуникативного потенциала личности педагога:
базовый;
содержательный;
операциональный;
рефлексивный.

4 уровня коммуникативного потенциала личности педагога: базовый; содержательный; операциональный; рефлексивный.

Слайд 233. Организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества воспитателя и учащихся.

3. Организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества воспитателя и учащихся.

Слайд 24В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом-воспитателем

познавательных интересов учащихся.
Педагогика сотрудничества – направление отечественной педагогики второй

половины 20 в.

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом-воспитателем познавательных интересов учащихся. Педагогика сотрудничества – направление

Слайд 25Основные положения педагогики сотрудничества:
отношение к обучению как творческому взаимодействию

педагога и воспитанников;
обучение без принуждения;
идея трудной цели;
идея

крупных блоков;
использование опор;
самоанализ.
Основные положения педагогики сотрудничества: отношение к обучению как творческому взаимодействию педагога и воспитанников; обучение без принуждения; идея

Слайд 26Основные положения педагогики сотрудничества:
свободный выбор;
интеллектуальный фон группы;
коллективная

творческая воспитательная деятельность;
творческое самоуправление учащихся;
личностный подход к воспитанию;


сотрудничество с родителями.

Основные положения педагогики сотрудничества: свободный выбор; интеллектуальный фон группы; коллективная творческая воспитательная деятельность; творческое самоуправление учащихся; личностный

Слайд 27Сотрудничество представляет собой сеть взаимодействия по следующим линиям:

педагог –

воспитанник (коллектив учебной группы);
учащийся – учащийся в парах и в

тройках;
общегрупповое взаимодействие учащихся в коллективе учебной группы;
межгрупповое взаимодействие;
педагог – педагогический коллектив.

Сотрудничество представляет собой сеть взаимодействия по следующим линиям: педагог – воспитанник (коллектив учебной группы);учащийся – учащийся в

Слайд 28Стратегия сотрудничества базируется на принципах:
понимания,
признания и принятия учащегося

как личности,
умении стать на его позицию, быть идентичным с

ним,
учитывать его эмоциональное состояние и самочувствие,
соблюдать его интересы и перспективы развития.

Стратегия сотрудничества базируется на принципах: понимания, признания и принятия учащегося как личности, умении стать на его позицию,

Слайд 29Главная цель обучения и воспитания в сотрудничестве – это активизация

внутренних сил и способностей учащихся, использование всех имеющихся возможностей в

целях всестороннего развития их личности.
Главная цель обучения и воспитания в сотрудничестве – это активизация внутренних сил и способностей учащихся, использование всех

Слайд 30Технология сотрудничества имеет различные варианты:
1. Обучение в команде.
2. Вариант организации

работы, называемый «Пила».
3. Вариант обучения в сотрудничестве, который называется «Учимся

вместе».

Технология сотрудничества имеет различные варианты:1. Обучение в команде.2. Вариант организации работы, называемый «Пила».3. Вариант обучения в сотрудничестве,

Слайд 31Используя стратегию сотрудничества, педагог имеет возможность установить контакт с учащимися

с учетом принципа создания оптимальной дистанции, определить собственную позицию и

позицию воспитанников во взаимодействии, создать общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной степени и контакт, и свободу одновременно.

Используя стратегию сотрудничества, педагог имеет возможность установить контакт с учащимися с учетом принципа создания оптимальной дистанции, определить

Слайд 32Сотрудничество представляет взаимодействие по следующим линиям:

задавать вопросы, формировать познавательный

интерес;
самостоятельно находить ответы на вопросы, делиться своими знаниями с партнерами;
помогать

партнеру при затруднении, объяснять, аргументировать;
выполнять задания, стимулирующие творческий поиск; изучать дополнительную литературу, монографии и т. д.;
находить альтернативные решения проблем;

Сотрудничество представляет взаимодействие по следующим линиям: задавать вопросы, формировать познавательный интерес;самостоятельно находить ответы на вопросы, делиться своими

Слайд 33 Сотрудничество представляет взаимодействие по следующим линиям:

практиковать свободный выбор

заданий, преимущественно творческих;
создавать ситуации самопроверки, анализа собственных действий;
проявлять

волевые усилия в преодолении проблемных ситуаций;
разнообразить деятельность, включая элементы труда, игры, творчества;
формировать интерес к общению, позитивные межличностные взаимоотношения в коллективе.


Сотрудничество представляет взаимодействие по следующим линиям: практиковать свободный выбор заданий, преимущественно творческих; создавать ситуации самопроверки, анализа

Слайд 34Педагогика сотрудничества стимулирует учащегося занимать позицию субъекта взаимодействия, способного к

самоорганизации, саморегуляции.
Педагогика сотрудничества формирует у учащихся ценностные ориентиры, активную

гражданскую позицию, развивает чувство собственного достоинства, повышает самооценку личности.


Педагогика сотрудничества стимулирует учащегося занимать позицию субъекта взаимодействия, способного к самоорганизации, саморегуляции. Педагогика сотрудничества формирует у учащихся

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика