Слайд 1Особенности взаимодействия младшего школьного возраста
Подготовили: Кизина Анастасия,
Решетняк Карина, Токарева Алина,
Воротягина
Юлия
Преподаватель: Клепач Ю.В.
Слайд 2Начальный этап школьного обучения находится в возрастном диапазоне от 6–7
до 10–11 лет.
Ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Ребенок к
концу дошкольного возраста готов к ней. Происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма.
Слайд 3Три уровня адаптации:
Высокий уровень адаптации
Средний уровень адаптации
Низкий уровень адаптации
Слайд 4Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых
образов.
Главная особенность внимания младшего школьника – это относительно слабая произвольность.
В
процессе учебы развивается познавательная деятельность.
Слайд 5Интеллектуальное развитие младшего школьника идет по следующим направлениям:
1) широкое использование
речи в качестве средства мышления;
2) три вида мышления
Слайд 6Особенности взаимодействия младших школьников внутри коллектива
1. Особенности взаимодействия младших школьников
внутри коллектива в 1 классе.
В 1 классе у школьников еще
нет ясно выраженной избирательности при выборе товарища. Отношения завязываются на основе внешних обстоятельств: дружат дети, сидящие на одной парте, живущие на одной улице и т. п. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или совместной игры. Но как только заканчивается совместная деятельность, распадаются и те отношения, которые возникали на ее основе.
Слайд 72. Сложная и многообразная жизнь учащихся в классе требует и
достаточно сложной ее организации. Поэтому иногда, начиная уже с первого
года обучения, в классе появляются «уполномоченные детского коллектива»; старосты, санитары, ответственные по рядам и пр. Они выполняют функцию организаторов и руководителей, а это значит, что между детьми возникают, по выражению А. С. Макаренко, «отношения деловой зависимости».
Место, занимаемое ребенком в классе, определяется, однако, не только тем общественным поручением, которое он получает от коллектива, но и тем, как он учится, его способностями, наклонностями, характером.
Слайд 83. Благодаря появлению у детей младшего школьного возраста общественной направленности,
они начинают активно стремиться найти свое место в коллективе, завоевать
авторитет среди товарищей и их уважение.
Для формирования и коллективистических отношений необходима:
во-первых, определенная мотивация этой деятельности
во-вторых, такое построение их совместной деятельности, при котором работа, выполняемая одним ребенком, стояла бы в тесной зависимости от деятельности других детей.
Слайд 94. Данные, полученные в исследовании Е. А. Шестаковой, показывают, что
учащиеся 1 и отчасти 2 класса не только очень старательно
и ответственно выполняют все требования учителя, но и быстро их усваивают и следят за тем, как эти требования выполняются другими детьми. В связи с этим Е. А. Шестакова отмечает, что дети этого возраста, так же как и дошкольники в исследовании В. А. Горбачевой, очень много жалуются друг на друга, но в основе этих жалоб и там и здесь лежит стремление добиться правильного поведения со стороны всех учащихся класса.
Слайд 105. Уже в начальных классах школы дети не только усваивают
нравственные требования, предъявляемые учителем, но и создают свои собственные нормы
поведения, регулирующие товарищеские взаимоотношения в классе. Кроме того, на этой основе в некоторых классах может возникать собственное общественное мнение, отличное от того, какое хочет воспитать учитель. При этом наблюдения показывают, что мнения товарищей, их требования и оценки скорее и легче усваиваются и часто оказывают большее влияние на каждого отдельного ученика.
Слайд 11Особенности младших школьников в коллективе
1. Первоклассники не представляют собой еще
хоть сколько-нибудь организованного коллектива. Они мало общаются друг с другом,
плохо знают успехи товарищей в учении.
2.В 1-2 классах “коллектив” учащихся и актив еще не играют сколько-нибудь значительной роли в жизни каждого отдельного школьника.
3.Отношения между детьми в начальных классах строятся преимущественно через учителя.
4.Дети еще не владеют навыками организации коллективной деятельности: не могут поставить общую цель, осуществить разделение труда, проанализировать совместные дела.
5.Младшие школьники эмоционально неустойчивы, отсюда и их отношения изменчивы и непостоянны, а общение отличается хаотичностью и отсутствием избирательности.
Слайд 12Взаимоотношения учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности являются
важным условием успешного решения задач воспитания и обучения.
Учитель - это
человек, через которого ребёнок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями. Общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка.
Слайд 13В ходе учебной деятельности происходит становление самооценки.
Оценка успеваемости в начальной
школе по существу является оценкой личности в целом.
В младшем школьном
возрасте совершенствуются такие значимые личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность.
К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 14Тенденции развития и преобладания определённых показателей взаимоотношений
организация взаимодействия с учениками
на протяжении всего урока;
наличие организационно деловых требований над дисциплинарными;
наличие или
коллективных, или индивидуальных способов воздействия;
наличие положительных или отрицательных суждений;
наличие или отсутствие моральных стимулов взаимоотношений между детьми и учителем, между самими учащимися.
Слайд 15Особое значение в начальной школе играет оценка учителем деятельности младшего
школьника.
Учителя младший школьник воспринимает как носителя определенной социальной позиции, все
явственней ощущает его полномочия по отношению к себе в их совместной деятельности, в связи, с чем резко возрастает тревожность в отношении к этому взрослому.
Слайд 16Формы взаимодействия педагога с родителями
Формы познавательной деятельности
Формы трудовой деятельности
Формы досуга
Слайд 17Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей -
установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их
в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Слайд 18Партнерские отношения
в способности к коммуникации друг с другом
в способности к
совместному творчеству.
Слайд 19Основные характеристики педагогического взаимодействия:
1. Взаимопознание
2. Взаимопонимание
3. Взаимоотношение
4. Взаимные действия
5.
Взаимовлияние
6. Срабатываемость