Слайд 2Что такое отрядный огонёк.
Это вечернее отрядное мероприятие, которое делается
для того, чтобы успокоить детей после вечернего шумного мероприятия, подготовить
ко сну и дать выход эмоциям. Как правило, это рефлексия с толикой диагностики: впечатления за день, оценка настроения по 10-бальной шкале, цвет настроения и персональное спасибо или герой дня. Иногда огоньки бывают диагностическими, тематическими и иными…
Слайд 3Условия, необходимые для проведения отрядного огонька:
Наличие огня (или памятного предмета)
в центре круга.
Участники удобно сидят в кругу.
Огонек готовится ведущим (в
начале и в конце смены- вожатыми отряда).
Эмоциональный настрой, разговор в половину голоса.
«Правило свободного микрофона»
Тема огонька актуальна для участников.
Возможность добавления своих традиций.
Задачи огонька:
- научить коллективно анализировать.
- Научить ребят общению и услышанию эмоций и мнений других людей.
Слайд 4В первом огоньке должно быть:
1. Рассказ о традициях огонька, откуда
он появился,
2. Рассказ об орлятском круге,
3. Рассказ об огне,
4. Весь
огонек будет идти, столько часов, сколько задаст ведущий (первый говорит не более 5 минут).
Чего не должно быть:
- Огонек не должен быть затянутым.
- Нельзя пить чай.
- Вожатым запрещается давать оценку сказанному.
- Обезличивать сидящих в кругу.
Огонек – это особая форма общения, позволяющая каждому человеку высказаться, раскрыть себя.
Слайд 5ЗАКОНЫ ОГОНЬКА!!!
«Здесь и сейчас» — всё что говорится на огоньке
(свечке) никуда и никогда не выносится. Обсуждается только в конкретное
время и в конкретном месте, то есть на свечке.
«Пас» — у ребят настроение часто меняется, и если вдруг они не хотят говорить на свечке, они всегда могут сказать «пас».
«Активность» — активность ребят на огоньке очень важна, так как именно благодаря активности: во-первых, вожатый сможет узнать больше о детях; во-вторых, если дети выговариваются им становится намного легче и в-третьих, если все дети вашего отряда смогут высказаться вы добьетесь большей эффективности в решении возникших вопросов.
«Я — позиция» — необходимо объяснить своим ребяткам, что на свечке мы говорим только свою позицию и только о себе, никого никогда не осуждаем.
Слайд 6Виды огоньков:
определяющиеся ситуацией:
- знакомство – решение индивидуальных проблем, связанных
с вводом ребенка во временный коллектив, новые условия жизни, быта,
-
конфликтный – решение межличностных микрогрупповых конфликтов в критических точках смены,
- адаптации – психологическая подготовка личности ребенка к плавному введению в социумную систему,
- анализ – обучение и закрепление у ребенка навыков психологической оценки ситуации и анализа проведенных дел,
- тематические – разговор, акцентирующий внимание на одной из тем, волнующих детей, поддерживающих логику дел отряда. Уровень отряда определяется вожатым субъективно.
По развитию смены: орг. периода, организационного, заключительного этапа.
Слайд 7Огоньки ЗНАКОМСТВА:
• Рассказ-эстафета (2-4 день смены) передача предмета по кругу.
Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по
принципу: «все говорят, а почему бы и мне не сказать». Выговаривается вся группа. Уровень отряда — любой.
• Пакет откровений (2-4 день смены) наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребёнка при ответе на вопросы. Уровень отряда – любой.
• Музей любимых вещей (3-4 день смены) рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребёнка, возможность ребёнка показать себя с неожиданной стороны.
• Памятный день (2-3 день смены) рассказывая о себе, ребёнок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонёк-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребёнка, его запросам. Сам огонёк проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета.
Слайд 8КОНФЛИКТНЫЕ огоньки (ОТКРОВЕНИЯ)
• Письмо другу (8-11 день смены) участники огонька
устно «пишут» письмо другу, родным (принцип дневника). Переключение внимания с
себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.
• Я не понимаю (20-22 день смены) бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на «Я не понимаю, почему ….?». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.
• Разговор в темноте (21-22 день смены) матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.
•
• Ситуативный («электрический стул») – один участник находится спиной к аудитории, все пишут краткие характеристики этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующий текст в случае его некорректности по отношению к человеку). Даёт возможность дать оценку поведения того или иного ребёнка – членами отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.
Слайд 9Огонёк АДАПТАЦИИ
• Живой уголёк – самый последний разговор. В руках
говорящего свеча, горящая ветка и т.д. Высказываются последние пожелания и
«живой уголёк» передаётся тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведёт к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягким выход детей в другую систему из системы отряда.
• Я как в зеркала смотрюсь в людей – финальный огонёк. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещение создаётся эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся на стульях друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге.
Слайд 10Огоньки АНАЛИЗА
• Машина времени (8-20 день) – игра-отправление в будущее,
взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята
рассказывают о предстоящей смене, как будто они её уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов.
• Отряд для меня (финал смены) – каждый участник огонька отвечает на вопрос: «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление детьми умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.
Слайд 11• Свечка (анализ дня) – (в этап становления коллектива) –
рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда.
Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется – (в этап развития коллектива) – обсуждение ведётся по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг, который решает общие вопросы, наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в общении. Наиболее активная работа по анализу, выявление лидеров в режиме явного лидирования в микрогруппе. – (в заключительный этап) – свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме, по вопросам. Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребёнка, его укрепление в отряде, как личности, имеется возможность диалога.
Слайд 12Легенда (свеча, отрядный огонек)
Очень давно на свете жил один мудрый
человек, который посвятил себя и свою жизнь работе с детьми,
он старался отдавать им самое доброе, самое ценное и сокровенное, приобретенное им за долгие годы его работы. Он отдавал частицу себя, огонек своей души, а взамен получал намного больше. И это большее ему отдавали дети, которых он учил. Ребята ему доверяли, обращаясь за советом в трудную минуту. Они его глубоко уважали и делились самым сокровенным.
Ребята сидели в едином круге, соприкасаясь плечом к друг другу, каждый ощущал поддержку, ощущал тепло человека, сидящего рядом. Здесь они разговаривали, общались, решали
все проблемы,
возникшие в течение этого дня, находили
плюсы и минусы, прошедших дел, пели песни.
И такая атмосфера помогала им в общении.
Так и возникла Традиция "вечернего огонька".
Слайд 13Ручеек, река, озеро, море.
Ребята по очереди говорят, как они себя
сейчас ощущают: как ручеек, как река, как озеро или как
море. Кто ты сейчас? Какой ты? Может быть, ты стремительная горная река, или же спокойное море, над которым восходит солнце. Закройте глаза и представьте себя. Попробуйте рассказать нам о себе.
Жаль, что его нет.
Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было с начала смены.
Слайд 14Паутинка
Все сидят в кругу. Ведущий берет катушку ниток и зажимает
в руках. Рассказывает о себе (принцип смотри выше) и передает
катушку следующему рубенку, при этом оставив начало ниток в руке. И т.д. Затем полученная паутинка распутывается в обратном порядке.
Карта знакомства
Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.
Звезды.
На вырезанных из картона звездах, заранее пишутся темы для обсуждений: «Чего я боюсь?», «Моя мечта», «Из-за чего бы я заплакал?», «Если бы я был волшебником». Каждый участник выбирает себе звезду, и после небольшого обдумывания, раскрывает свою тему. Затем эту тему можно обсудить всем вместе.
Слайд 15С неба звездочка упала.
Детям говорится о том, что когда падают
звезды, можно загадывать желание и многие люди, увидев падающую звезду,
загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается. Ребята пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет.
Загони джина в бутылку.
Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью «Джин» и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.
Свеча — желание.
Передавая свечку по кругу, к обычной оценке дня можно добавить свои пожелания на завтра. Можно начать словами: «Я бы хотела, чтобы завтра…»