Разделы презентаций


ПЕРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Содержание

Независимая переменная 1. Качественная НП 2. Количественная НП 1. Характеристики заданий; (легкие, сложные и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПЕРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПЕРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 2 Независимая переменная
1. Качественная НП


2. Количественная НП

1. Характеристики заданий; (легкие, сложные и пр.)
2. Особенности ситуации (внешние условия); наличие внешнего наблюдателя
3. Управляемые особенности (состояния) испытуемого; (тревожность)
4. Константные характеристики испытуемого (субъективные переменные) (интеллект, пол, возраст и т. д.)


Чистый эксперимент – группы различаются только по уровням НП
Независимая переменная      1. Качественная НП

Слайд 3Субъективные (неуправляемые) переменные
Признаки, которыми нельзя управлять. Возможен лишь отбор участников

с определенными значениями признака (мужчины и женщины, лица с высоким,

низким, средним интеллектом, пол )

Управляемые переменные
Истинные эксперименты

Субъективные переменные
Квазиэксперименты

Э Г

К Г

Исп

Ур 1

Ур 2

Исп

Субъективные (неуправляемые) переменныеПризнаки, которыми нельзя управлять. Возможен лишь отбор участников с определенными значениями признака (мужчины и женщины,

Слайд 4Исследования с субъективными и управляемыми переменными

Исследования с субъективными и управляемыми переменными

Слайд 5Контроль независимой переменной
Два способа контроля:

Активное

манипулирование, варьирование (истинный эксперимент).
Отбор (селекции) требуемых значений независимой переменной

из числа уже существующих переменных (квазиэксперимент)
Контроль независимой переменной  Два  способа контроля:  Активное манипулирование, варьирование (истинный эксперимент). Отбор (селекции) требуемых

Слайд 6Зависимая переменная – регистрируемые параметры поведения
Регистрируемые параметры поведения:
Формальные:
1.

Точность - количество ошибок
2. Латентность - латентное время

(от момента предъявления сигнала до выбора ответа)
3. Длительность , или скорость , исполнения - время между выбором действия и окончанием его выполнения.
4. Темп, или частота , действий.
5. Продуктивность - отношение числа ошибок или качества выполнения действий ко времени выполнения.

Содержательные:
Формы поведения категоризируются (классифицируются), отнесение к категории осуществляется экспертами.
Зависимая переменная – регистрируемые параметры поведения Регистрируемые параметры поведения: Формальные: 1. Точность - количество ошибок 2. Латентность

Слайд 7Характеристики ЗП: надежность, валидность, сензитивность
Надежность - точность

измерения, стабильность результатов во времени.

Результаты

нескольких измерений(тестирования) одного и того же объекта (20 баллов «истинное» значение)
Надежный инструмент 19 20 20 19 18 19

Ненадежный инструмент 18 11 23 29 20 15

Один из способов оценки надежности: повторное тестирование группы испытуемых с последующим расчетом меры связи (коэффициента корреляции) – ретестовая надежность.
Характеристики ЗП:    надежность, валидность, сензитивность Надежность - точность измерения, стабильность результатов во времени.

Слайд 8Ретестовая надежность
Тест 1

Тест 2

Ретестовая надежностьТест 1              Тест

Слайд 9Валидность
Что измеряет наш тест (или измеряем ли мы то, что

хотим измерить).
Тест оптимистичности

- измеряет ли он оптимистичность

Один из способов оценки валидности – корреляция результатов теста с оценками экспертов или показателями теста с известной валидностью.

ВалидностьЧто измеряет наш тест (или измеряем ли мы то, что хотим измерить).

Слайд 10Низкая валидность теста - Rsp= - 0,135

Низкая валидность теста  -   Rsp= - 0,135

Слайд 11Сензитивность
Сензитивность (чувствительность) зависимой переменной к изменениям независимой.

Несензитивность: манипулируем

НП, а ЗП не изменяется

"эффект потолка" - задача слишком

проста
"эффект пола" – задача слишком сложна
СензитивностьСензитивность (чувствительность) зависимой переменной к изменениям независимой. Несензитивность: манипулируем НП, а ЗП не изменяется

Слайд 12Отношения между переменными
Два типа законов в психологии:
1)"стимул — ответ";

R = f( S),
2)"организм — поведение";
R = f( О)или

R = f( P).

Отсутствие зависимости
Монотонно возрастающая зависимость
Монотонно убывающая зависимость
Нелинейная зависимость U- образного типа
Инвертированная U- образная зависимость
Сложная квазипериодическая зависимость

Отношения между переменнымиДва типа законов в психологии: 1)

Слайд 13Признаки причинной связи между двумя явлениями:
1. Предшествование во времени причины

следствию.
А1 А2 А3 (воздействие)

- В1 В2 В3
А1 А2 - В1 В2
Следовательно, А3 причина В3

2. Наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием).

3. Исключаются иные (альтернативные) объяснения связей А и В. Для этого внешние переменные должны контролироваться.
Признаки причинной связи между двумя явлениями:1. Предшествование во времени причины следствию.    А1  А2

Слайд 14Внешние переменные
По Дружинину В.Д.:
Побочные -переменные которые порождают (могут порождать) систематическое

смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи,

индивидуальные особенности испытуемых)

Дополнительные – переменные, которые существенны для изучаемой связи между причиной и следствием ( в данном исследовании).
Внешние переменныеПо Дружинину В.Д.:Побочные -переменные которые порождают (могут порождать) систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор

Слайд 15Внешние переменные по Д.Мартину
Контролируемые (дополнительные по Дружинину) – переменные, значение

которых сохраняется (поддерживается) в ходе эксперимента на определенном уровне

Примеры: температура

в помещении, время суток, освещенность и пр.

Способ контроля: установление (выбор) определенного значения параметра (Т=20 С, возраст = 20 лет и т.п.)

Ограничения:
не все переменные можно контролировать (индивидуально-психологические характеристики)
Чрезмерный контроль не позволяет обобщать полученные результаты
Внешние переменные по Д.МартинуКонтролируемые (дополнительные по Дружинину) – переменные, значение которых сохраняется (поддерживается) в ходе эксперимента на

Слайд 16Внешние переменные по Д.Мартину (продолжение)
Случайные – условия проведения эксперимента, меняющиеся

случайным образом.

Примеры: степень благополучия, индивидуально психологические особенности и т.п.

Способ

контроля: случайный отбор (рандомизация)

Основное преимущество: возможность широкого обобщения результатов (на все уровни материального благополучия и вне зависимости от индивидуально -психологических особенностей)

Внешние переменные по Д.Мартину (продолжение)Случайные – условия проведения эксперимента, меняющиеся случайным образом.Примеры: степень благополучия, индивидуально психологические особенности

Слайд 17Внешние переменные по Д.Мартину (продолжение)
Рандомизированные с ограничениями переменные – часть

вариантов события контролируется, часть рандомизируется

Пример: количество стимулов разной интенсивности одинаково,

последовательность предъявления – случайная.

А В D С В С D А D В А С С А D В ….

где А В С D – стимулы разной интенсивности ( модальности и пр.)
Внешние переменные по Д.Мартину (продолжение)Рандомизированные с ограничениями переменные – часть вариантов события контролируется, часть рандомизируетсяПример: количество стимулов

Слайд 18Внешние переменные по Д.Мартину (продолжение)
Вмешивающиеся переменные (осложнители) – любые условия,

которые систематически меняются вместе с изменениями НП








Вмешивающие переменные влияют на

внутреннюю валидность эксперимента
Внешние переменные по Д.Мартину (продолжение)Вмешивающиеся переменные (осложнители) – любые условия, которые систематически меняются вместе с изменениями НПВмешивающие

Слайд 19Пример: Эксперимент по распределению нагрузки Гипотеза: Распределение материала на несколько частей

(дней) способствует повышению результатов. (успеваемости)

Пример: Эксперимент по распределению нагрузки Гипотеза: Распределение материала на несколько частей (дней) способствует повышению результатов. (успеваемости)

Слайд 20Обнаружение вмешивающихся переменных (осложнителей) ВП1 - время занятий (3,6,9 часов) ВП2

– время до проверки (3,2,1 дней)

Обнаружение вмешивающихся переменных (осложнителей) ВП1 - время занятий (3,6,9 часов)  ВП2  – время до проверки

Слайд 21Внешние переменные - основные приемы контроля
элиминация внешних переменных;
исключение

присутствия внешней переменной.
константность условий;
влияние внешней переменной остается неизменным

на всех испытуемых
балансировка;
контрбалансировка;
рандомизация.

Внешние переменные - основные приемы контроля  элиминация внешних переменных;исключение присутствия внешней переменной. константность условий; влияние внешней

Слайд 22Балансировка
Основной прием – использование контрольной группы:

ЭГ А1

С Д

Е - В1
КГ А0 (или А2) С Д Е - В2



Для выделение эффекта внешней переменной – используется более одной КГ
Балансировка Основной прием – использование контрольной группы: ЭГ  А1

Слайд 23Рандомизация - способ, позволяющий исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на

результат эксперимента.
Случайный отбор и распределение испытуемых
Популяция

Выборка ЭГ и КГ
Рандомизация - способ, позволяющий исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента.Случайный отбор и распределение испытуемыхПопуляция

Слайд 24Контрбалансировка - порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной

из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе.
Используется

при возможности получения эффектов порядка или последовательности - предыдущие условия изменяют эффект воздействия последующих условий.

Пример: Повысится ли продуктивность КП при использование опорных картинок?
А – заучивает ряд из 10 слов с использованием картинок,
В - заучивает ряд из 10 слов без использования картинок

А В А В А но B>B, A=B, А>B

Контрбалансировка: эффект последовательности целенаправленно распределяется на все экспериментальные условия.
Контрбалансировка - порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика