Слайд 2Количество информации в мире растет:
Калифорнийский университет подсчитал , что в
2002 году в мире произведено
5 000 000 терабайт информации
Слайд 3На июль 2006 года:
По данным аналитической службы Netcraft, в интернете
зарегистрировано 88 166 395 сайтов
В течение 2006 года количество сайтов
увеличивалось примерно на
2 миллиона в месяц!
Слайд 4Русскоязычный интернет
В поисковой системе Яндекс на декабрь 2007 года проиндексировано:
сайтов:
4 832 533,
web-страниц: 2 058 914 756,
объем проиндексированной
информации: 54 778 ГБ.
Слайд 5Что необходимо для эффективного поиска информации?
Представление о структуре интернета.
Представление о
способах и методах поиска информации в интернете.
Умение сформулировать запрос и
выбрать ответ из результатов поиска.
Слайд 6Парадокс интернета:
Полезной информации становится все больше, а найти что-то необходимое
– все сложнее.
Слайд 7Поисковые механизмы
Поисковые машины. Эти средства поиска в ответ на запрос
выдают список страниц, удовлетворяющих заданным критериям.
Примеры поисковых машин:
Яndex (http://www.yandex.ru)
Rambler (http://www.rambler.ru)
Google (http://www.google.com http://www.google.com.ru
http://www.google.ru)
Слайд 8Каталоги, в которых сайты упорядочены по категориям специально разработанного дерева-рубрикатора.
Примеры каталогов:
Yahoo (http://www.yahoo.com)
Русский каталог
http://www.au.ru
Слайд 9Тематические подборки ссылок.
Иногда они содержат рубрикатор и могут рассматриваться
как частный случай каталога, ограниченного некоторой темой.
Например, сайт alledu.ru содержит
мощную систему для поиска информации в области образования.
Слайд 104. Порталы
http://www.edu.ru – федеральный образовательный портал
http://www.km.ru
http://www.5ballov.ru
Слайд 115. Поисковые механизмы, действующие в пределах Web-сайта
Многие крупные сайты
содержат внутренний поисковый механизм для документов, находящихся в пределах сайта.
Кроме того, сайт часто содержит более или менее подробный перечень документов или разделов сайта в виде специальной
страницы — "карты сайта".
Слайд 12Язык запросов
Независимо от того, в какой форме Вы употребили слово
в запросе, поиск учитывает все его формы по правилам русского
языка.
Например,
если задан запрос 'идти', то в результате поиска будут найдены ссылки на документы, содержащие слова 'идти', 'идет', 'шел', 'шла' и т.д.
Если Вы набрали в запросе слово с большой буквы, будут найдены только слова с большой буквы, в противном случае будут найдены как слова с большой, так и с маленькой буквы.
Например,
запрос `стрижи' найдет и птиц, и летную группу. Запрос ‘Стрижи' - летную группу и те случаи упоминания птицы, когда она написана с большой буквы.
Слайд 13Если Вы набрали в запросе слово с большой буквы, будут
найдены только слова с большой буквы, в противном случае будут
найдены как слова с большой, так и с маленькой буквы.
Например,
запрос `стрижи' найдет и птиц, и летную группу. Запрос ‘Стрижи' - летную группу и те случаи упоминания птицы, когда она написана с большой буквы.
Слайд 14Хотя по умолчанию поиск учитывает все формы заданного слова, существует
возможность поиска по точной словоформе. В этом случае перед запросом
ставится восклицательный знак '!'. Например: !гимназии будет найдены ссылки, где содержится слово гимназии.
Слайд 15Если Вы хотите, чтобы слова из запроса обязательно были найдены,
то поставьте перед каждым из них "+". Если Вы хотите
исключить какие-либо слова из результата поиска, — поставьте перед каждым из них "-".
Внимание! Знак "-" — это именно минус. Его надо писать через пробел от предыдущего и слитно с последующим словом, например,
'рак -гороскоп'. Если написать 'рак-гороскоп' или 'рак - гороскоп', то знак "-" будет проигнорирован.
Знаки "+" и "-"
Слайд 16Например, запрос 'частные обьявления продажа велосипедов', выдаст много ссылок на
сайты с разнообразными частными объявлениями. А запрос 'частные обьявления продажа
+велосипедов' покажет объявления о продаже именно велосипедов.
Если Вам нужно описание Парижа, а не предложения многочисленных турагентств, имеет смысл задать такой запрос 'путеводитель по Парижу -агентство -тур'
Слайд 17Внимание!
Если на стандартной поисковой странице Вы не поставили флажок "строгий
поиск (с языком запросов)", то символы этого языка, рассматриваемые ниже,
будут игнорироваться при запросе.
Слайд 18Назначение символа "&"
Несколько набранных в запросе слов, разделенных пробелами, означают,
что все они должны входить в одно предложение искомого документа.
Тот же самый эффект произведет употребление символа '&'.
Например,
при запросе 'лечебная физкультура' или 'лечебная & физкультура', или '+лечебная +физкультура' результатом поиска будет список документов, в которых в одном предложении содержатся и слово 'лечебная', и слово 'физкультура'.
Слайд 19Назначение знака "|"
Между словами можно поставить знак '|', чтобы найти
документы, содержащие любое из указанных слов. (Удобно при поиске синонимов).
Запрос вида 'фото | фотография | фотоснимок | снимок | фотоизображение' задает поиск документов, содержащих хотя бы одно из перечисленных слов.
Слайд 20Назначение знака "~"
Знак тильда '~', позволяет найти документы с предложениями,
не содержащим слова, перед которым стоит знак тильды.
Например, по
запросу 'банки ~ закон' будут найдены все документы, содержащие слово 'банки', рядом с которым (в пределах предложения) нет слова 'закон'.
Слайд 21Одинарные знаки & и ~ обеспечивают поиск в пределах одного
предложения,а двойные знаки && и ~~ — в пределах документа.
Например,
по запросу 'рецепты && плавленый & сыр' будут найдены документы, в которых есть и слово 'рецепты' и слова 'плавленый' и 'сыр', причем 'плавленый' и 'сыр' должен быть в одном предложении.
Слайд 22Употребление скобок
Вместо одного слова в запросе можно подставить целое выражение.
Для этого его надо взять в скобки.
Например, запрос '(руководство
Visual C) ~~ цена' выдаст все документы со словами 'руководство Visual C', но без слова 'цена'.
Слайд 23Спасибо за внимание!
Презентацию подготовил Гончаров А.В.