Слайд 1Типология телеканалов
20 февраля 2020
Слайд 2Что такое телевизионный канал?
Телевизионный канал — электронное средство массовой информации,
представляющее собой совокупность телевизионных программ и иных аудиовизуальных сообщений и
материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения
Телевизионный канал – полоса радиочастот, предназначенная для передачи в сетях телевизионного сигнала эфирного, кабельного и мобильного телевидения.
Слайд 3Типология телеканалов строится по нескольким признакам
По типу собственности:
государственное
коммерческое,
общественное
Слайд 4Государственное телевещание
В России к государственному телевидению относятся все каналы ВГТРК
(«Россия 1», «Россия 24», «Культура» и др.).
Первый канал –
51% акций принадлежит государству
Слайд 5Коммерческое ТВ
Единственная коммерческая информационно-развлекательная телекомпания федерального значения в эфире РЕН
ТВ.
«Дождь»(интернет-вещание, кабельное и спутниковое – частично) и РБК (кабельное, спутниковое,
интернет – на сайте)
Крупнейшая коммерческая развлекательная телекомпания - СТС. Телевизионное вещание осуществляется через эфирное, спутниковое, кабельное телевидение, IPTV и интернет.
Слайд 6Общественное телевидение
Источники финансирования:
Абонентная плата,
Госбюджет
Гранты и спонсоры.
Стабильный бюджет
BBC формирует специальный налог, который платят все жители Великобритании, владеющие
телевизорами, а также любыми устройствами, позволяющими просматривать видеосигнал в режиме реального времени, включая мобильный телефон. Ежегодный бюджет ВВС — 3,7 млрд фунтов стерлингов
Требования:
Универсальность
Разнообразие
Независимость
Специфичность.
Слайд 7Общественное vs. коммерческое
В начале 1980-х в Европе было 40 общественных
и 4 коммерческих телеканала (Люксембург, Финляндия, Великобритания).
К концу XX в.
примерно поровну.
Сейчас – 60 общественных и 70 частных.
РФ – один общественный телеканал ОТР.
Слайд 8Типология
По типу деятельности:
Вещательные
Программопроизводящие
Дистрибьюторы
Слайд 9Доля программ, произведенных каналами самостоятельно и приобретенных у сторонних компаний*
Слайд 10Крупнейшие российские компании – производители программ
Слайд 11Comedy Club Production
(основан в 2006 г., зарегистрирован в Сингапуре)
Программы
на ТНТ : «Новый Comedy», «Танцы», «Однажды в России», «Где
логика» «Импровизация», «Stand Up», "Дом-2", сериалы «Универ», «Интерны», «СашаТаня».
Занимается съемками кинофильмов («Самый лучший фильм», «Самый лучший фильм 2», «Наша Russia. Яйца судьбы», «Самый лучший фильм 3-ДЭ»).
Организует клубные выступления, выездные фестивали, выпускает книги и DVD, продает лицензии на использование бренда Comedy.
Владельцы: Основателем и генеральным продюсером компании является Артур Джанибекян.
Креативными продюсерами компании, авторами и создателями флагманских проектов компании являются Вячеслав Дусмухаметов, Семён Слепаков и Гарик Мартиросян.
Слайд 12Телекомпания «Красный квадрат»
Гендиректор – Андрей Курпатов. Производит 22 программы, в
т.ч. для «Первого канала»:
«Минута славы»,
«Давай поженимся»,
«Кто хочет
стать миллионером»,
«Модный приговор»,
«Закрытый показ».
Слайд 13Чаще всего, между телеканалом и оператором есть еще одно звено
– это дистрибьютор. Дистрибьютор или специальный дистрибьюционный отдел необходим всем
крупным производителям телеканалов, поскольку обладает достаточной компетенцией и коммерческой «заточкой» для такой работы. Это актуально и для российских, и для зарубежных брендов, но особенно для зарубежных (некоторые российские телеканалы, особенно работающие по рекламной модели, сами осуществляют свою дистрибьюцию).
Российские производители и дистрибьюторы телеканалов:
Производитель «Цифровое телевидение» – дистрибьютор «Сигнал Медиа».
Производители «НТВ Плюс», «Профмедиа», «Ред Медиа» – дистрибьютор «Ред Медиа».
Дистрибюторы
Слайд 14Типология
По типу сигнала:
аналоговое
цифровое
стандартное (SD)
высокой четкости (HD)
сверхвысокой
четкости (ultra HD)
Слайд 15Цифровое телевидение
2019. Введены два мультиплекса (по 10 каналов каждый).
Список https://www.kp.ru/putevoditel/tekhnologii/tsifrovoe-televidenie-v-rossii/
Мультиплекс - набор телевизионных и радиовещательных каналов, передаваемых по
одному цифровому каналу
В 2019 г. аналоговое телевизионное вещание прекращено.
Слайд 16Список общедоступных эфирных каналов
Каналы Первого мультиплекса:
"Первый канал"
"Россия-1"
"Россия – Культура"
"Россия-24"
"Телекомпания НТВ"
"Петербург
- 5 канал"
ТВЦ
"Матч!"
"Карусель"
"Общественное телевидение России"
Список каналов Второго мультиплекса:
«Рен-ТВ»
«СТС»
«Домашний»
«СПАС»
«ТВ3»
«Пятница»
«Звезда»
«Мир»
«ТНТ»
«Муз ТВ»
Слайд 17Типология
По средам вещания:
Эфирное (наземное)
Спутниковое
Кабельное (цифровое и аналоговое)
IP-TV
Интернет-телевидение
Мобильные устройства
Слайд 19ИАА «Телеком Дейли». Данные за 2017 год
Слайд 20Спутниковое
Рынок платного спутникового вещания в России сформирован операторами телевидения «Триколор
ТВ», «Орион Экспресс» (ТелекартаТВ), а также компаниями МТС и НТВ-Плюс.
Слайд 22«Топовые» операторы кабельного телевидения
По данным ТМТ Консалтинг, кабельное телевидение в
России быстрыми темпами становится цифровым, а цифровое эфирное ТВ составляет
конкуренцию спутниковому. На конец 2018 года цифровое кабельное телевидение по абонентской базе занимало 13,9 % на российском рынке услуг платного телевидения, 18,9 % абонентов пользовались IP-телевидением.
Национальные кабельные сети (Ростелеком)
Билайн
Комстар (МТС)
Акадо (КОМКОР)
Эр-телеком
Мультинекс и мн. др.
Слайд 23IPTV
IPTV представляется набором закрытых телесистем, которые используются операторами кабельных сетей, доставляющими
видео с помощью защищенных IP-каналов. В большинстве случаев по IPТV
распространяются видеоматериалы, произведенные профессиональными студиями и каналами. "IP" в случае IPTV означает метод передачи информации через защищенную управляемую сеть.
Слайд 25Интернет-телевидение
Интернет-телевидение или on-line TV — система, основанная на двусторонней цифровой
передаче телевизионного сигнала через интернет-соединения посредством широкополосного подключения. Не следует
путать с IPTV — технологией передачи цифрового телевидения кабельными операторами по протоколу IP.
Просмотр передач, передаваемых в виде потокового видео, можно осуществлять на сайтах соответствующих телеканалов либо при помощи специальных приложений для компьютеров, смартфонов или планшетов со встроенной базой IP-адресов телеканалов.
Слайд 26ТВ в Интернете
Почти каждый второй городской житель России (48 %)
уже освоил практику нелинейного – по запросу – просмотра филь-
мов, телесериалов и телепрограмм из Интернета, а 36 % делали это на регулярной основе не реже одного раза в неделю в 2016 году .
Слайд 27Самые популярные видеоресурсы в интернете
Слайд 28Входят в десятку самых популярных видеоресурсов Рунета
Слайд 29Аудитория
Ядро аудитории – молодые люди в возрасте 15–34 лет (на них
приходится более 60% всех просмотров видео). Они затрачивают на просмотр в два
раза больше времени, чем 35-44-летние, в три раза больше, чем 45-54-летние.
Женщин – 51%. Однако мужчины чаще и дольше смотрят ролики.
В среднем, мужчина тратит на просмотр видео 17,5 часов в месяц, а женщина — 13,5 часов.
Слайд 30Мобильные приложения
Приложения для просмотра телеконтента на смартфоне и планшете.
Приложения –
агрегаторы.
Сервис Ланет.TV обеспечивает бесплатный просмотр 50 каналов. 20 из них
транслируются в HD-качестве. Есть рейтинг новостных телеканалов, тренды по каналам, горячие новости, поиск и фильтры по жанрам и темам для телепередач. Пользователи также могут создать собственный плейлист телеканалов.
Приложения с контентом конкретных каналов.
Слайд 32Типология
По природе программных стратегий
(тематический критерий):
универсальное (General Interest)
специализированное
(Special Interest).
Слайд 33Типология
По охвату аудитории:
Иновещание
Федеральные каналы
Региональные
Местные
Слайд 34Федеральные каналы
В соответствии с частью 3.1 статьи 14 Закона О
рекламе «…под федеральным телеканалом понимается организация, осуществляющая эфирное телевещание на
территориях более пяти субъектов Российской Федерации».
Это – 20 цифровых каналов двух мультиплексов: Первый канал», «Россия 1», «Россия-К», «Россия-24», «Пятый канал», НТВ, «ТВ-Центр», СТС, «Домашний», ДТВ, Муз-ТВ, 7ТВ, ТВ-3 и MTV, РЕН, ТНТ, «Звезда» и «Мир» и т.д.
Слайд 35Межгосударственное
«Мир» – создан в октябре 1992 г.
Основная новостная программа
– «Новости содружества», – выходит каждый час.
Охват вещания –
14 государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Латвия, Литва, Эстония.
Аудитория телеканала (2010 г.): 45,230 млн. человек.
Слайд 36Региональное
Третий мультиплекс цифрового телевидения России — пакет телеканалов цифрового телевидения
с первоначальной «федерально-региональной» концепцией, реализация которого приостановлена по экономическим причинам.
С
29 ноября 2019 года осуществляются региональные врезки телеканалов 21-ой кнопки в 68 субъектах РФ на канале ОТР.
Принят закон о 22-ой кнопке – ля муниципальных телекомпаний.
Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в статью 321 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 191 и 46 Федерального закона "О связи«
В каждом субъекте Российской Федерации выбирается один обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации, в каждом муниципальном образовании может быть выбран один муниципальный обязательный общедоступный телеканал. Правила выбора обязательного общедоступного телеканала субъекта Российской Федерации и правила выбора муниципального обязательного общедоступного телеканала устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Эти каналы транслируются оператором обязательных общедоступных телеканалов на 21 и 22 кнопке.
Слайд 37Иновещание
Англоязычный канал Russia Today вышел в эфир в декабре 2005
RT состоит из трёх круглосуточных
информационных телеканалов, вещающих из Москвы более чем в 100 странах
мира на английском арабском и испанском языках, телеканалов RT America и RT UK, выходящих в эфир из собственных студий в Вашингтоне и в Лондоне, документального канала RTД, а также глобального новостного видеоагентства Ruptly, предлагающего эксклюзивные материалы другим телеканалам.
RT круглосуточно доступен 700 миллионам зрителей по всему миру.
RT в 2013 году стал первым в мире новостным телеканалом, который преодолел отметку в 1 млрд просмотров на You Tube. Сегодня эта цифра приближается к 3 млрд.
Слайд 38Russia Today
Распространяется в спутниковых и кабельных сетях платного телевидения на
6 континентах, в более чем 100 странах.
Только в шести странах
Европы, в том числе в Германии, Франции и Италии, телеканал RT смотрит более 7 миллионов телезрителей.
В Великобритании, согласно данным Kantar Media – более 2 миллионов.
Слайд 39Задание
Подготовить презентацию канала (по выбору).
План презентации канала:
История создания, учредители
(коротко).
Основные типологические характеристики (по типу собственности, по типу деятельности, по
типу сигнала, по средам вещания, по природе программных стратегий, по охвату аудитории).
3. Подробнее о программной стратегии:
А. Идеология канала (особенности контента, ОСНОВНЫЕ рубрики).
Перечислить, коротко охарактеризовать.
Б. Основные стилистические особенности: логотип, колористика, оформление студии, имидж ведущих.
4.Программа, которую можно назвать брендовой, т.е. определяющей содержательные и стилистические особенности канала (Например, в Евроньюс – это новостная программа без студии и рубрика No Comment). Назвать основные характеристики этой программы: что в ней специфического?
Выложить в обсуждение в группе
Слайд 40
Список телеканалов для характеристики
Каждый выбирает по 1 каналу
Первый список
ПЕРВЫЙ КАНАЛ
РОССИЯ
1
НТВ
ПЯТЫЙ КАНАЛ
РЕН ТВ
ОРТ
РОССИЯ КУЛЬТУРА
МИР
МАТЧ ТВ
ТВ-Центр
Домашний
Пятница
ТВ-3
Звезда
Рифей
ВЕТТА
Второй список
EURONEWS
BBC Русская служба https://www.bbc.com/russian
ДОЖДЬ
Телеканал
РБК
Настоящее время
RT НА РУССКОМ https://russian.rt.com/
ЕТВ (Екатеринбург)
Редакция
Слайд 41Литература по курсу
Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: Учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». Москва:ЮНИТИ-ДАНА,2015,
Шестеркина Л.
П. Методика телевизионной журналистики:Учебное пособие/Шестеркина Л. П..-Москва:Аспект Пресс,2012, ISBN 978-5-7567-0661-1.-224.
Телевидение в России в 2016. Отраслевой доклад. Москва, 2017.