Слайд 1ВАЖНЕЙШЕЙ ЗАДАЧЕЙ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЮ «НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ», А НЕ ТОЛЬКО ОСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ
КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ В РАМКАХ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОПРЕДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВОКУПНОСТИ ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИХ – РЕЧЕВАЯ, ЯЗЫКОВАЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ/МЕЖКУЛЬТУРНАЯ, КОМПЕНСАТОРНАЯ, УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ; РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ;
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД).
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель английского языка
МБОУ Чулковская оош
Батракова И. Р.
Слайд 2Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных
действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
Развитие личности учащихся.
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Я работаю по УМК Быковой Н. И., Дули Д., Поспеловой М. Д., Эванс В. «Английский в фокусе» для начальной школы (2-4 классы). Формирование УУД в УМК Быковой Н. И. предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих расширить и углубить изучаемый материал.
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка.
Формирование Личностных УУД: Рассказ о себе, своей семье. (Действия самоопределения) Рассказ о своей игрушке.
Слайд 4
Личностные УУД делают обучение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД
выражаются формулами «Я и моя семья», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и школа», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли (сын, дочь, школьник, ученик, одноклассник, гражданин и др.).
Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором классе все модули начинаются со слова “my”: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д.
Примеры заданий:
Диалог со сверстниками и учителем. (Действия самоопределения)
Использование групповой формы работы. (Действия самоопределения — ученик задает вопросы одноклассникам)
Слайд 7Знакомство с традициями и обычаями родной страны и страны изучаемого
языка
(Действия смыслообразования). Учащиеся учатся объяснять, для чего они изучают английский
язык, в какой ситуации им пригодятся знания, полученные сегодня на уроке. Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание. (Действия нравственно-этического и нравственно-эстетического оценивания материала).
Слайд 8Регулятивные универсальные учебные действия
Для формирования личностных УУД с вышеуказанной целью
я обращаюсь к разделу “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются
тексты о России по различной тематике. Задания этого раздела не только позволяют сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять родную культуру на английском языке, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру. Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в разделе “Spotlight on English-speaking Countries”. Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций. Разделы “Spotlight on Russia” и “Spotlight on English-speaking Countries” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:
Игры в процессе обучения.
Разыгрывания диалогов.
Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.
Тестовых заданий для самоконтроля.
Пример «Введение в тему урока» с помощью разгадывания ребуса.
Действия целеполагания. Ученики определяют цель урока с опорой на наглядность и решая ребус. Ребята называют тему урока и задачи.
Слайд 9Использование групповой формы работы
Игра «Детективы»
Групповая работа (3 группы)
Каждая группа
получает описание портрета человека и разрезанные части портрета. Ребята в
группах читают описание портрета человека, переводят и из разрезанных частей составляют портреты. У каждой группы разные описания и портреты. (2–3 мин). Каждая группа представляет свой портрет и описывает его. Ученики сопоставляют свои портреты с правильными на слайде.
Игра «Художники»
Групповая работа (3 группы)
Ученики рисуют (обводят по кальке) картинку-игрушку и описывают её.
Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. Пусть эти научные слова вас не пугают. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать. Детям предлагается пролистать страницы модуля; спросить их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.
Слайд 10
Игра «Художники»
Групповая работа (3 группы)
Ученики рисуют (обводят по кальке) картинку-игрушку
и описывают её.
Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной
деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. Пусть эти научные слова вас не пугают. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать. Детям предлагается пролистать страницы модуля; спросить их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.
Слайд 11Формирования навыков самоконтроля
Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК
предлагаются разделы “I love English” и “Now I know”. С
первым учащиеся работают дома, сверяются с учебником, а затем задание проверяется в классе. Второй раздел предназначен для самостоятельной работы в классе: выполняя задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который учитель пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных заданий. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью учителя планируют действия для достижения более высокого результата. (Действия прогнозирования — предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы. Действия контроля — самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы. Действия коррекции — выполнить работу над ошибками).
Слайд 14
Выполнение теста (Действия контроля и самоконтроля — самостоятельно проверить и
оценить результаты своей работы по предложенной шкале.)
Индивидуальные карточки (дифференцированные задания)
для создания ситуации успеха для каждого ученика. (Действия контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.)
Разыгрывание диалогов. Парная работа. Опираясь на образец, ученики составляют мини-диалоги. (Целеполагание. Планирование действия).
Слайд 15Познавательные универсальные учебные действия:
1.Общеучебные;
2. Логические;
3. Действия постановки и решения проблем.
Примеры:
1. общеучебные
Работа с текстами: обучение чтению.
Умение выделять главное;
Умение строить высказывания
с опорой на картинки;
Понимание содержания текста;
Составление собственного оригинального текста на основе текста-образца.
Работа с текстами — обучение аудированию.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав текст или слушая его, учащиеся овладевают следующими общеучебными УД: соотнести картинки с именами и вписать соответствующую букву, сделать альтернативный выбор, закончив предложение, пометить ответ в таблицу.
2. логические
Работа с грамматическим и лексическим материалом.
Умение анализировать.
Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности
Слайд 16Коммуникативные УУД
Формируются во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении,
письме.
Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и
взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника. Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише.
Умение слушать и вести диалог. В начальной школе это три типа диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, уважать партнера и самого себя.
Правила нашей работы:
Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.
Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.
Я считаю, что программа формирования УУД актуальна, и каждый учитель, внимательно прочитав ее, сможет увидеть урок через призму УУД и будет учить детей учиться. Хочется закончить свои мысли цитатой немецкого философа и социолога XIX века Георга Зиммеля: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».