Слайд 1Инновационные образовательные технологии в современной школе
на уроках английского языка
Автор: Чубенко Е.Н., учитель английского языка высшей квалификационной категории
МБОУ
«Школа №73» г. Ростова-на-Дону
Слайд 2Вступление
По сравнению с прошлым веком условия жизни, формирования и обучения
личности резко изменяются. Теперь, в 21 веке огромное внимание уделяется
человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.
Очевидно, что потребность в такой подготовке подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы, достаточно высока.
Одним из важных направлений в современной системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени.
Слайд 3Педагогическая технология
это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи,
средства и способы организации деятельности учеников для анализа проблем и
управления их решением, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и соблюдением определённых условий.
К числу существенных признаков технологии относят стандартизацию, унификацию процесса и возможность его воспроизведения применительно к заданным условиям.
Под педагогической технологией первоначально понималась технизация учебного процесса, использование технических средств обучения. Сегодня педагогические технологии выделились в особый, относительно самостоятельный раздел педагогики. Источник: http://si-sv.com/publ/1/ponjatie_ped_tekhnologii/14-1-0-509
Слайд 4Технологизация педагогической деятельности
Слайд 5Педагогическая технология характеризуется рядом признаков:
1. Чёткая, последовательная педагогическая, дидактическая
разработка целей обучения, воспитания;
2. Структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей
усвоению;
3.Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля;
4. Усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
5.Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
Слайд 6
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
По уровню применения
По философской основе
По ведущему фактору психического
развития
По характеру содержания и структуре
По организационным формам
По типу управления познавательной
деятельностью
По подходу к ребенку
По концепции усвоения
По ориентации на личностные структуры
По преобладающему
методу
По категории обучающихся
По направлению модернизации
Слайд 7Современные педагогические технологии
Технология
Информационно-коммуникационная
Проблемное обучение
Проектная
Развивающее
обучение
Обучение в сотрудничестве
Разноуровневое обучение
Игровая
Здоровьесберегающая
Слайд 8Критерии определения эффективности использования инновационных педагогических технологий:
Уровень использования современных образовательных
технологий.
Уровень оснащенности компьютерной техникой и владения ПК.
Уровень готовности
педагогов к инновационной, экспериментальной деятельности.
Уровень развития когнитивной сферы учащихся.
Слайд 9Критерии определения эффективности использования инновационных технологий
Уровень мотивации к обучению.
Участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.
Сформированность потребности
в здоровом образе жизни.
Степень удовлетворенности школьной жизнью учащихся и родителей.
Слайд 10Основная цель обучения иностранному языка
формирование коммуникативной компетенции, все остальные
цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной
цели,
формирование и развитие социокультурной активности школьников,
обучение практическому овладению английским языком, развитие межкультурной компетенции,
коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию
Слайд 11Приоритетные направления в обучении иностранному языку
В настоящее время приоритет отдается
коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности
и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению.
Слайд 12Задача учителя на современном уроке иностранного языка состоит
в создании
условий практического овладения языком для каждого учащегося, выборе таких методов
обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество,
активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам,
выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников,
выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей младших школьников на уроках английского языка,
реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.
Слайд 13Современные педагогические технологии
такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика,
использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в
обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности,
применение инновационных технологий на уроках английского языка - средство повышения результативности обучения и развития креативности, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности,
создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность является важным компонентом современных педагогических технологии ,
рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии , драматизаций, использование ИКТ, приемов Language Portfolio. технологии критического мышления, мозгового штурма
изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе инновационных форм обучения, обобщение опыта использования на уроках английского языка.
Слайд 14Проектная технология
возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один
урок или его часть, так и больших проектов, требующих для
их выполнения длительного времени.
Проекты могут быть индивидуальными ( например, коллаж или альбом “Разрешите представиться – это я”, “Мое фамильное дерево”) и групповыми (“Мы о себе”, “Наш родной город”). На уроках во вторых–четвертых классах были использованы следующие проектные задания:
1. “Мы анкетируем друг друга”. Детям были предложены различные варианты анкетного опроса:
а) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьет) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету” (на экран проецируется таблица)
Имя Еда Напитки
б) “Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто и как проводит свободное время. Заполни следующую анкету” (на экране таблица):
Имя /День недели/ Свободное время/ Вид занятий
2. “Мы оформляем коллаж”. Каждый ребенок дома работает самостоятельно, используя фотографии, рисунки, создание ‘слайд – презентаций’; предлагаю детям темы и примерный план:
а) “Я о себе самом” (мое имя, имена моих родителей, сестер, братьев; адрес; мой возраст; день рождения; моя внешность; мои интересы);
б) “Мой родной город” (название; географическое положение; памятники; мои любимые места);
Учитель – “консультант” задает вопросы на английском языке: “Что ты делаешь?”, “Что это?”, “Какого цвета?”, дает советы: “Режь аккуратно”, комментирует действия детей: “Молодец, ты делаешь все правильно” и т.д.
Слайд 15Урок-путешествие
На уроке по теме “Путешествие в Лондон” была предложена ситуация:
учащиеся выиграли путевку в Лондон, хотят узнать больше о достопримечательностях
столицы. Часть учащихся будет жить в английской семье. В Лондон вылетают на самолете.
Тип проекта смешанный, т.к. в нем имеются признаки исследовательских, творческих и ролевых и игровых проектов.
Работа над проектом проводилась в несколько этапов. На первом уроке учащимся была предложена ситуация и организовано обсуждение основного содержания будущего проекта. В результате обсуждения были отобраны проблемы, выделены направления работы, составлен план проекта.
Были изготовлены рабочие материалы для осуществления проекта: макет карты Лондона, фотографии и ‘слайд-презентации’ достопримечательностей Лондона, проект путеводителя “Достопримечательности Лондона”, макеты витрин магазина и кафе, подготовлен необходимый реквизит. На начальном этапе урока организовано повторение РО и клише этикетного характера (“В магазине”, “В кафе”, “Спрашивая дорогу” и т.д.). Учащиеся распределились на подгруппы, выполняя отдельные задания, связанные с посещением другой страны
Подтверждением правильности выполнения задания стало появление на интерактивной доске слайда с изображением искомой достопримечательности.
Все этапы урока сопровождались презентацией в Power Point, подготовленной совместными усилиями учащихся и учителя. Основными задачами таких занятий являются практические, смоделированные учителем задачи, активизирующие навыки аудирования и говорения.
Слайд 16Технологии критического мышления на уроках английского языка
Использую на уроках следующие
приемы: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”.
Можно
использовать что– то новое: задания даются в стихотворной форме. Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары.
1) Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:
1. Red, white, blue – a) Where have you been?
2. Yellow, grey, green-- b) To London down and back
3. Purple, orange, black – c) How do you
.
2).Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме “Времена года”), которое они слушают:
1. Yellow leaves, orange leaves, 2.The snow is falling,
Red and green and brown. The wind is blowing
Rainy time, windy time, The ground is white
Autumn comes to town. All day and all night
Стихотворения, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала:
учащиеся воссоздают самостоятельно,(текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен)
Слайд 17Технология мозгового штурма
«Мозговой штурм», или «brainstorming», - это поиск спонтанных
идей во время решения какой-либо проблемы, часто используется для группового
обсуждения, хотя может быть и индивидуальным. Что важно при мозговом штурме?
Никакой критики! Все высказанные мысли воспринимаются как стоящие, даже если идея на первый взгляд кажется достаточно глупой. Не разрешается ни одобрять, ни критиковать ни свою, ни чужую идею. Все идеи желательно записывать.
Мозговой штурм - обязательно найдется решение. Чем больше идей будет высказано, тем больше шансов найти правильное решение.
Идеи могут вытекать одна из другой, причем, не важно, кто придумал первоначальный вариант, или что натолкнуло на нужную мысль, - никаких авторских прав.
Мозговой штурм можно прекрасно использовать при обучении иностранному языку. Очень важно для студентов то, что в таком задании не может быть неправильных ответов, все, что они скажут, вспомнят или придумают, будет изначально правильным. Также развивается творческое и ассоциативное мышление, таким образом, закрепляются в памяти слова и выражения, и убирается языковой барьер.
Такая стратегия подходит для начала изучения новой темы или для закрепления пройденного материала за пару минут до конца урока. Для преподавателя такой вид деятельности не менее важен, поскольку дает понять, насколько хорошо студент усвоил лексику по теме или, если мозговой штурм применять в начале изучения темы, он показывает, каким вокабуляром и грамматическими конструкциями студент уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание.
Несколько примеров тем для «brainstorming», которые вполне можно использовать
науроке английского языка:
Describe the way something is said: whisper, cry, shout, yell, mumble, etc.
Think of as many things as you can that are sweet.
How many methods of travel can you think of?
Слайд 18Комплексное использование интернет-ресурсов
Аудоокниги и фильмы Используются при обучении, чтобы улучшить
знания, сделать их более полными и разносторонними.
позволяют усваивать грамматические конструкции,
новые слова в контексте, а также особенности произношения, интонации, логические ударения и т.д. В начале занятий лучше использовать аудиокниги со скриптом и фильмы с субтитрами, постепенно можно отказаться от визуальной опоры, а также брать более сложный материал.
Блоги. Использовать блоги для освоения иностранных языков можно двумя способами. С одной стороны учащиеся могут читать записи авторитетных авторов, рассказывающих об английском и способах его изучения. С другой стороны ученики сами могут вести блог на английском. Это могут быть коллективные классные блоги, в которых каждый может практиковаться в составлении текстов и навыках письма. Преподаватель может задавать своим студентам опубликовать запись в блоге – это больше мотивирует, чем написание эссе на бумаге.
Обучающие интернет-ресурсы. Сегодня становится все больше комплексных обучающих ресурсов, например, LinguaLeoили Busuu. Также постоянно появляются сайты для изучения лексики, например, WordSteps или Vocabulary.com, грамматики – English Grammar Secrets, English Grammar и т.д. Интерактивная форма гораздо больше привлекает студентов, чем занятия по учебникам и словарям. Преимущество многих ресурсов еще и в том, что они позволяют получать баллы и отслеживать прогресс.
Skype. Видеосвязь сделала реальными уроки с преподавателями из любых уголков планеты. С помощью Скайп можно учить английский с носителем, получать знания действительно из первых рук. Ресурсы системы используются не только для индивидуальных, но и для групповых занятий. При наличии высокоскоростного интернет-соединения онлайн-занятия ничуть не уступают традиционным по качеству, зато значительно экономят время ученика и учителя. Параллельно с трансляцией видео можно общаться в чате, делиться снимком экрана, что делает уроки более наглядными.
Слайд 19Информационные технологии
Информационные технологии.
Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу
занятия с применением ПК. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются
большой популярностью у младших школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как “Euro Tallk”, “Learn to Speak English”. Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. Использую при изучении тем: “Числительные”, “Цвета радуги”, “Магазины и покупки” и т.д. В этих программах предусмотрен и контроль знаний по каждой теме. Дети с удовольствием работают за компьютером. Применение ИКТ в процессе обучения в школе даёт возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс. Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.
Слайд 20ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
1.Организационный – организация класса в течение всего
урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой –
постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
по преобладающему на уроке источнику знаний (по ведущему методу): урок-лекция, киноурок, урок-объяснение и т. д.;
по характеру организации мыслительной деятельности учащихся: проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности и т. д.;
по ведущим видам учебной деятельности: лабораторный урок, урок-семинар, урок-игра, урок-путешествие, урок-зачёт и т.д.; урок с использованием компьютера.
Слайд 21Современный
(инновационный) урок
– это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя
и ученика, это урок, позволяющий быстро и мобильно использовать информационные
технологии для объяснения или закрепления материала, изучаемого на уроке, это широкая возможность использования информационного поля, это средство общения с огромным количеством информации и систематизация этой информации, это урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться. Урок – это для системы образования социальный заказ общества.