Слайд 1Метод проектов возник в 1920-х гг. в США.
В России группа
педагогов под руководством С.Т.Шацкого стала использовать этот метод на практике.
Шацкий Станислав Теофилович
(1878-1934)
советский и
русский педагог,
специалист по проблемам
школы, формированию
детского коллектива и др.
«Воспитание - это создание наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития личности ребенка» С. Т. Шацкий.
Слайд 2ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ – использование знаний и
умений для понимания текста, диаграмм, схем, формул, таблиц, пр. и
интегрирование информации из разных источников.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ – определение переменных, присутствующих в проблеме и связей между ними, выдвижение гипотез, критическая оценка информации.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ – разработка формы представления информации, переход с одной формы к другой.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ – принятие решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проведение анализа системы, планирование достижения цели.
РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД РЕШЕНИЕМ – исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.
Слайд 3МЕТОД ПРОЕКТОВ
это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности
для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для
учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Основным назначением внедрения проектных методов обучения является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного.
Слайд 4СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Защита проекта,
прогнозирование
Проблемная ситуация
Поиск способов решения
(выдвижение гипотез)
Исследовательская,
поисковая деятельность
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Метод проектов (от греческого «исследование») – система обучения, при
которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий – проектов.
Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.
Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.
Результат проектной деятельности – творческие проекты.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный
продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий
субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации преподавателя.
Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности, обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг.
Слайд 7
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
РАЗВИТИЕ важнейших компетенций для современной жизни:
способность брать
на себя ответственность;
участие в совместном принятии решения (коммуникации)
владение устным
и письменным общением;
использование приобретенных знаний для решения познавательных и практических задач;
способность учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки к профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.
РАЗВИТИЕ исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации самостоятельно), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, синтеза (обобщения).
Слайд 8КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(6.) Портфолио - папка, в которой собраны все
рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.
ПРОБЛЕМА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (планирование)
ПОИСК
ИНФОРМАЦИИ
ПРОДУКТ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Наличие в исследовательском, творческом плане
проблемы/задачи, требующей интегрированные знания.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная,
парная, групповая) деятельность партнеров.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Слайд 10ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Исследовательские (напоминает научное исследование),
Творческие (свободные и нетрадиционные
подходы),
Ролевые (игровые, выступают в роли кого-то, чего-то),
Прикладные,
Поисковые
По доминирующей
в проекте деятельности:
Практико-ориентированные (определенный продукт),
Ознакомительно-ориентировочные,
Информационные (сбор информации),
Творческие.
По уровню проработки новизны:
Слайд 11ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
МОНОПРОЕКТ – в рамках одной области знания
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ – привлекаются знания из различных предметных областей
По предметно-содержательной
области:
По характеру координации проекта:
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ (жесткий или гибкий)
СКРЫТЫЙ – не явный, имитирующий деятельность участника проекта (характерен для телекоммуникационных проектов)
По количеству участников проекта:
индивидуальный, парные, групповые
Слайд 12ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Индивидуальный
парный
групповой
фронтальный
По характеру контактов:
По продолжительности проекта:
краткосрочные
(день);
среднесрочные (неделя,месяц);
долгосрочные (четверть, семестр, год).
Слайд 14СТАДИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Подготовительно-организационная стадия
(проблематизация, разработка проектного задания)
2. Планирование
(планирование
и организация деятельности)
3. Исследование
(осуществление деятельности)
4. Выводы
5. Представление
(презентация и оценка результатов)
Слайд 15ПАРАМЕТРЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
значимость, актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
корректность методов исследования и обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта
в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, аргументированность своих заключений, выводов;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы
Слайд 16СВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫМИ МЕТОДАМИ
Слайд 17МОТИВАЦИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Ученикам важно знать, что получаемые ими
знания:
имеют практическую ценность,
могут быть использованы ими в дальнейшем.
Учителя должны научиться
и быть готовы:
организовывать проектную деятельность,
к участию в телекоммуникационных проектах,
к изменению своей позиции при реализации метода
Слайд 18ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Функции преподавателя в процессе проектирования:
Планирование (этапы проектирования)
Организация (не подача информации, а
организация процесса)
Координация
Мотивация
Учебно-воспитательная работа переносится на самостоятельную.
Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием.
Слайд 19РЕЖИМ СОТРУДНИЧЕСТВА и СОРЕВНОВАНИЯ
В проекте сотрудничества:
тема должна
быть делимой на несколько примерно эквивалентных по объему и сложности
задач (частей)
до определенного этапа группы работают над своими задачами независимо друг от друга
предпочтительно использовать качественные оценки хода выполнения проекта