Слайд 1Политизированные неформальные субкультуры молодежи
Выполнила:
Мартынова Т.В.
Группа 3.3 ОРМ
Слайд 2 Политизированная НМС - это та начальная точка отсчета,
та среда, из которой может начать формироваться то или иное
новое радикально-политическое движение, с которого начинают и начинали путь очень многие революционеры и политические движения.
Слайд 3 В зависимости от ситуации, эпохи, которая стоит на
дворе и предрасположенности его потенциальных организаторов, он может развиваться как
в направлении жесткой структуры в будущем, а также вызревать в том числе в террористическую группу, так и формироваться в умеренную общественную организацию, отходящую от политики.
Слайд 4Особенности политизированного НМСы
1.Как правило, политизированная НМС возникает среди студенческой молодежи
2.
Политические предпочтения НМСы обычно радикальны и оппозиционны
3.Почти всегда в
начале своего появления НМС возникает в форме дискуссионного кружка
4.Политизированная НМС является локальным, действующим по месту происхождения образованием
Слайд 5
5.Политизированная НМС возникает как независимое от истеблишмента, альтруистичное образование, когда
психологические мотивировки самоидентификации и самореализации у молодых людей особенно нуждаются
в конкретном приложении (хотя НМС, конечно, и может возникать под влиянием действий активистов уже существующих политических групп).
6. В результате своего развития политизированная НМС может сложиться в политическую партию или движение.
Слайд 6В период Перестройки в конце 1980-ых годов в СССР наблюдался
всплеск молодежных субкультур и рост социально-политической активности граждан вообще. Это
было связано с процессами демократизации политического устройства страны и ослаблением контроля за политическим волеизъявлением граждан.
Слайд 7Своеобразие МС было в том, что это были группы, никак
не вписывающиеся в систему малодемократичного советского государства. Они мало исследовались
современными отечественными культурологами, социологами, политологами.
Слайд 8Особенностью политизированных НМС, является их радикализм. В большинстве случаев политизированные
НМСы, ввиду свойственного молодым людям неприятия `мира взрослых`, обязательно избирают
в качестве идеологии достаточно радикальные воззрения - начиная от анархизма и заканчивая ультранационализмом в самых разных формах.
Слайд 9Часть молодых людей занимает оппозиционную позицию, объединяясь в группы с
социально-политической направленностью, самодеятельные молодежные объединения, и является формой их своеобразной
конфронтации с обществом
Слайд 10Анархизм как политическая идеология
В основу политической теории анархизма положена идея
безвластия, безгосударственного устройства общества (от греч. "anarchia" - безвластие). Она
возникла ещё в древности в противовес идее сильной власти, по всей видимости, одновременно с появлением государства. Идейными предтечами анархизма можно считать даосистов, софистов, киников, стоиков с их стремлением к абсолютной свободе и отрицанием (в той или иной мере) государственности.
Слайд 11Как идейно-политическое течение анархизм сложился в 40-70-е годы XIX в.
в Западной Европе.
Слайд 12Идеология анархизма - это множество различных концепций ("радикальный плюрализм"), объединённых
между собой общим смысловым ядром - отношением к государству.
Слайд 13Традиционно выделяют следующие основные направления (главные модификации) анархизма:
1. Индивидуалистический
анархизм. Автор - М.Штирнер (1806-1856). В основе - идея абсолютной
свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан никакими нормами религии, права, мо-рали.
Слайд 142. Мютюэлистский анархизм (прудонизм). Автор - П.Прудон (1809-1865). В основе
- теория мирного преобразования общества с помощью особой системы -
безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества, которые являются одновременно самостоятельными частными производителями, а также финансирование их деятельности при минимальной процентной ставке через "народный банк". Это позволит получить полную независимость личности от государства, которое станет ненужным и умрёт.
Слайд 153. Коллективный анархизм (бакунизм). Автор - М.А.Бакунин (1814-1876). В основе
- идея революционного уничтожения государства пролетариатом и построение идеального общества,
основанного на "свободной федерации" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землёй и орудиями труда. Производство и распределение в таком обществе также носит коллективный характер с учётом вклада каждого участника ассоциации
Слайд 164. Коммунистический анархизм (анархо-коммунизм). Важнейший теоретик - П.А.Кропоткин (1842-1921). В
основе - "биосоциологический закон взаимной помощи", который определяет стремление людей
к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Переход к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения продуктов, возможен только через революционное разрушение государственной власти и частной собственности.
Слайд 175. Анархо-синдикализм (от фр. "синдикат" - название профсоюзов). Основной теоретик
- Ж.Сорель (1847-1922). В основе - идея уничтожения капитализма посредством
революционной борьбы синдикатов (профсоюзов). При этом движущей силой выступает экономическая, а не политическая организация рабочего класса. Главные формы - бойкот, саботаж, демонстрации и всеобщая экономическая стачка как высшая форма борьбы. Её победа означает переход собственности в распоряжение профсоюзов, которые организуют общественно-экономическую жизнь на социалистических принципах.
Слайд 18Основные проблемы современного анархизма:
1. Проблема авторитета, авторитарного руководства и
основанных на нём институтов ("проблема начальника"). Для её решения предлагается:
-
децентрализация властно-управленческого аппарата государства;
- создание структур сетевого характера, располагающих не одним, а множеством центров (аналогия с сотами в ульях пчёл).
Слайд 192. Проблема государства как "ненужного зла":
- государство есть "ненужное зло"
и нет никаких убедительных аргу-ментов в его пользу;
- сторонники государства
должны доказывать необходимость его существования;
- все якобы неотъемлемые функции государства (извлечение ресурсов в виде налогов, распределение, поддержание порядка и безопасности и т.д.) не оправдывают необходимость его существования;
- анархия вполне успешно существует на международном уровне, где нет мирового правительства, обладающего силой авторитаризма и политическими институтами, заставляющими беспрекословно исполнять свои приказы; конечно, международный порядок оставляет желать лучшего, но государство ещё меньше заслуживает роли примера.
Слайд 203. Проблема частной собственности. Для её решения анархисты предлагают:
- сохранить
собственность на предметы личного пользования;
- постоянные предметы собственности передать в
аренду;
- польза рыночных отношений очевидна, но не в рамках капиталистического или социалистического государства.
Слайд 214. Проблема демократии:
- демократия неизбежно связана с бюрократизмом; для решения
этой проблемы следует распустить центральные парламенты, взамен которых создать институт
негосударственного народного контроля над организациями, заменяющими государственный аппарат;
- на уровне большой политики решения проводить снизу - через референдумы, публичные дебаты, выдвижение альтернативных предложений;
- право выбора из множества альтернатив принадлежит специальному органу (либо высшему лицу), который несёт всю полноту уголовной, моральной, политической ответственности за принятые решения и их последствия.
Слайд 22Нигилизм
Нигилизм (в переводе с лат. - "отрицание") выражает негативное отношение субъекта
(группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а
подчас и всем сторонам человеческого бытия.
Слайд 23Это - одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм
как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в
прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Слайд 24Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д.,
в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере
знаний и социальной практики идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов.
Слайд 25В целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве
случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко
нигилизм принимает разрушительные формы.
Слайд 26
В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и
праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом. Нигилизм - стереотип
мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.
Слайд 27Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь
определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность
этого отрицания - с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала.
Слайд 28Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях:
неприятие определенными
слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых ("рыночных")
ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против "шоковых" методов осуществляемых преобразований;
несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам;
отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.
Слайд 29Позитивный заряд несет в себе конструктивная критика недостатков, порочных или отживших порядков,
несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы -
вообще отрицательных явлений действительности.