Слайд 1 Понятие дискуссии
особенности научной
дискуссии
Слайд 2 Дискуссия (от лат.discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного
вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов
спора, является аргументированность.
Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе.
Отличительной чертой дискуссии выступает наличие в качестве объединяющего начала темы.
К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
Слайд 3 Различают четыре разновидности дискуссии:
Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения
истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.
Диалектическая дискуссия —
дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.
Эвристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки – софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.
Слайд 4Дискуссия Научная
- средство совместного поиска решения какой-либо проблемы путем выдвижения,
противопоставления и обсуждения различных точек зрения.
В дискуссии выражается коллективный
характер творческой познавательной деятельности, она выступает средством продуктивного общения, коммуникации членов научного сообщества. Без такого общения невозможны разносторонность исследования, критическая оценка полученных результатов, всесторонняя проверка и развитие научных гипотез и теорий.
Ни один ученый не может успешно работать, если он не обменивается мнениями с др. исследователями, не вступает с ними в дискуссии, споры, полемику.
Дискуссия - особенно эффективное средство научного поиска в моменты возникновения кризисных и особо сложных проблемных ситуаций в науке. В этих условиях появляется множество альтернативных гипотез и теорий, вследствие чего познание приобретает форму дискуссионного процесса.
Слайд 5 Через дискуссию реализуется такой познавательный прием, как метод поисковых, пробных решений
проблем, заключающийся в построении и апробировании множества возможных ответов на
эти проблемы в ситуациях, когда не удается сразу найти достоверный результат.
В этой форме развития знания проявляется поисковая функция дискуссии.
Эффективность дискуссии объясняется тем, что она позволяет подойти к решению проблемы с разных позиций, максимально использовать научный потенциал многих ученых, привлечь большее количество исходных данных, избежать ограниченности точек зрения и т. д.
Слайд 6 Дискуссии могут быть использованы для достижения разных целей - постановки
и уточнения проблемы, поиска ее решения, оценки выдвинутой точки зрения,
установления степени ее истинности, проверки аргументации, логичной корректности рассуждений, обнаружения новых аспектов проблемы и т. д.
В социальном плане дискуссия выступает средством и формой коллективного научного труда.
Дискуссия развивается как последовательность определенных действий, которые образуют ее композиционный план.
Слайд 7 К этим действиям относятся:
- определение предмета и цели обсуждения;
- выбор стратегии дискуссии и построение ее общего плана;
формулирование тезисов; их доказательство и критика, сравнение, сопоставление, противопоставление;
- выявление в результатах дискуссии искомой истины;
- подведение итогов дискуссии, определение нерешенных проблем, задач и направлений дальнейшего исследования.
Слайд 8 Чтобы быть конструктивной и продуктивной, дискуссия должна проводиться в соответствии
с определенными методологическими принципами.
К числу этих принципов относится принцип
множественности элементов дискуссии (он распространяется не только на выдвигаемые тезисы, но и на исследовательские позиции, подходы, методы, исходные предпосылки) и принцип критицизма (право каждого диспутанта подвергать критичному анализу и обоснованному отвержению предложенные точки зрения).
Необходимое условие успешного хода дискуссии, взаимопонимания ее участников - идентичность используемых понятий и терминов.
Слайд 9 Этому же служат следующие правила ее ведения:
правильная постановка вопроса
и четкое определение предмета спора;
осведомленность в отношении обсуждаемой проблемы;
ясность и недвусмысленность выдвигаемых положений;
недопущение подмены высказанного положения;
адекватное восприятие и понимание взглядов оппонентов;
проверяемость приводимых доводов;
знание логических правил доказательства и опровержения.
Слайд 10 В процессе дискуссии необходимо соблюдать определенные этические нормы которые вместе
с названными выше правилами составляют культуру дискуссии.
Эти нормы требуют:
уважительного и непредвзятого отношения к чужому мнению,
способности признавать правильность точки зрения партнера и ошибочность своей,
готовности изменять под влиянием обоснованной критики свои взгляды или даже отказываться от них,
доброжелательной критики точки зрения оппонентов,
конструктивного участия в дискуссии, т. е. вынесения на обсуждение таких взглядов, положений и фактов, которые способствуют продуктивному развитию спора.
Слайд 11 К числу важнейших функций дискуссии относятся:
1) генерирующая (выдвижение различных
точек зрения по исследуемой проблеме);
2) селективная (отбор перспективных или
более правдоподобных точки зрения);
3) интегрирующая (синтез позитивных элементов обсуждаемых точек зрения и связанных с ними направлений исследования);
4) корректирующая (уточнение, исправление высказанных мнений, понятий, доводов);
5) конституирующая (решение вопроса о принятии или отвержении обсуждаемых точек зрения).
Все эти функции характеризуют дискуссию как метод постепенного, сложного, противоречивого, однако прогрессивно развивающегося процесса формирования истины.
Слайд 12 Как форма дискуссии наиболее распространены полемика (проходящая в острой, конфликтной
форме борьба принципиально различных мнений) и диспут (публичный спор при
аудитории, выполняющей роль экспертов или слушателей).
Яркими примерами дискуссий в истории науки была длительная дискуссия о природе света между сторонниками корпускулярной и волновой теорий; между Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илером по вопросам эволюции;
между А. Эйнштейном и Н. Бором об адекватности квантомеханического описания объектов и процессов микромира.
Возросла роль дискуссий по социальным и политическим вопросам в России. Изучение этих и других дискуссий имеет большое образовательное значение, поскольку способствует формированию и развитию творческих способностей и навыков ученых, общественных и политических деятелей, их умения выдвигать и отстаивать свое мнение, конструктивно относиться к точке зрения оппонентов.