Слайд 1Изменения и дополнения в заданиях ОГЭ
по биологии
Презентация подготовлена
учителем биологии МКОУ «СОШ № 30 г.о. Нальчика
Игнатушина Светлана
Евгеньевна
Слайд 2Экзаменационные материалы по биологии направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших
знаний, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,
«Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни», предметных умений и видов познавательной деятельности. В экзаменационных материалах высока доля заданий по разделу «Человек и его здоровье», поскольку именно в нем рассматриваются актуальные для обучающихся вопросы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.
Слайд 3
Изменения в КИМ
2016 года по сравнению с 2014
годом
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32
задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 23–28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ. Задания
выполняются на отдельном листе.
Слайд 4Распределение заданий по частям работы
Слайд 5Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Слайд 6Образцы бланков ответов на ОГЭ в 2016 г.
Слайд 7Образцы заполнения бланков ответов по биологии на ОГЭ в 2016
Слайд 8Перечень дополнительных материалов,
которыми можно пользоваться на каждом их предметов
Слайд 9Особенности экзаменационной работы 2016
Задания экзаменационной работы формулируются на основе тем
всего курса биологии основной школы и распределены следующим образом:
задания
по теме «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» составляют 12% заданий всей экзаменационной работы;
«Животные» 11%; «Человек и его здоровье» 45%;
«Общие закономерности живого» 32%.
Преобладание заданий по разделу «Человек и его здоровье» объясняется тем, что данная тема в наибольшей степени отвечает общим целям обучения биологии на ступени основного общего образования, сформулированным в государственном стандарте основного общего образования.
Слайд 10Часть 1
При выполнении заданий 1–22 в поле ответа запишите одну
цифру,
которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Применение какого научного метода иллюстрирует
сюжет картины голландского
художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
1) моделирование
2) измерение
3) эксперимент
4) наблюдение
2. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:
1) из клеток состоят только животные и растения
2) клетки всех организмов близки по своим функциям
3) все организмы состоят из клеток
4) клетки всех организмов имеют ядро
3. Плесневые грибы человек использует при
1) выпечке хлеба
2) силосовании кормов
3) получении сыров
4) приготовлении столового вина
Слайд 114. Плод паслёновых растений картофеля и томата называют
1) клубнем
2) корнеплодом
3)
корневищем
4) ягодой
5. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) тело
составляют органы и ткани
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) в семени формируется зародыш
4) осуществляется двойное оплодотворение
6. Поступление кислорода в тело гидры происходит через
1) жаберные щели
2) дыхальца
3) клетки щупалец
4) всю поверхность тела
7. Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде.
1) летающими насекомыми
2) мышевидными грызунами
3) твёрдыми плодами
4) зелёными побегами
8. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
1) строение передних конечностей
2) уровень обмена веществ
3) общий план строения
4) забота о потомстве
Слайд 129. Нервные узлы в нервной системе человека относят к её
1)
периферическому отделу
2) центральному отделу
3) коре больших полушарий
4) подкорковым ядрам
10. Какой
сустав человека изображён на рентгеновском снимке?
1) тазобедренный
2) коленный
3) плечевой
4) локтевой
11. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем.
Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого
инфекционного заболевания?
1) естественный врождённый
2) естественный приобретённый
3) искусственный активный
4) искусственный пассивный
12. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено
правое предсердие?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
Слайд 1313. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале
человека?
1) участвуют
в образовании водорастворимых витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время
переваривания
3) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения пищи со стенкой кишечника
14. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже
человека?
1) защищает организм от ультрафиолетового излучения
2) служит резервным питательным веществом для клеток
3) способствует сохранению тепла организмом
4) укрепляет клетки кожи
15. Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке
гимнасту выполнять данные упражнения?
1) полукружные каналы
2) гипоталамус
3) сетчатка
4) улитка
Слайд 1416. В XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без
… остался бы вечно в
положении новорождённого». Какой термин из предложенных
следует
поставить на место пропуска?
1) характер
2) память
3) эмоция
4) потребность
17. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет,
то кровотечение у пострадавшего
1) венозное, и достаточно наложить тугую повязку
2) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
3) артериальное, и необходимо наложить жгут
4) венозное, и необходимо наложить жгут
18. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?
1) обеспечивают производителей минеральным питанием
2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ
3) поедают растительные организмы
4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов
19. На рисунке изображён отпечаток археоптерикса.
Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними
1) птицами и млекопитающими
2) пресмыкающимися и птицами
3) пресмыкающимися и млекопитающими
4) земноводными и птицами
Слайд 1520. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК.
Какой метод позволил
ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?
1)классификации
2)эксперимента
3)наблюдения
4)моделирования
21. Изучите график, отражающий процесс
роста и развития насекомого.
Определите длину насекомого на 30-й день его развития.
1)3,4
2)2,8
3)2,5
4)2,0
Слайд 1622. Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. При переходе
с одного трофического уровня на другой количество
энергии увеличивается.
Б. Цепи питания
могут начинаться с органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр.
Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте
работы.
23. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа?
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.
1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку больного СПИДом
3) нахождение за одной партой с больным СПИДом
4) пользование чужой зубной щёткой
5) прокалывание ушей
6) нанесение татуировки
Слайд 1724. Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся
животной пищей.
Используя
эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три
утверждения, относящиеся к
описанию данных признаков этого животного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса – 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших
на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это
время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до
типичных степей.
6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает
слизней, насекомых и их личинок.
Слайд 1825. Установите соответствие между признаками и классами животных, для
которых эти
признаки характерны: к каждому элементу первого столбца
подберите соответствующий элемент из
второго столбца.
ПРИЗНАКИ КЛАССЫ
А) У части представителей в развитии имеется
стадия куколки.
Б) Подавляющее большинство представителей –
хищники.
В) Тело состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Способны поглощать только жидкую пищу.
Д) Имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове могут располагаться простые
и сложные глаза.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) Насекомые
2) Паукообразные
Слайд 1926. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиваниюсемян. Запишите
цифры, которыми обозначены пункты инструкции,
в правильной последовательности в таблицу.
1) На
бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч)
семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта
она была постоянно влажной.
4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник
наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте тарелку в тёплое место.
Слайд 2027. Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного
перечня,
используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст
цифры выбранных ответов,
а затем получившуюся последовательность цифр
(по тексту) запишите в таблицу.
ТИПЫ КЛЕТОК
Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, – _________(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного _________(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая _________(В) ДНК. Такие клетки есть у современных _________(Г) и синезелёных.
Перечень терминов:
1) хромосома
2) прокариотные
3) цитоплазма
4) кольцевая молекула
5) ядро
6) одноклеточное животное
7) бактерия
8) эукариотные
Слайд 2128. Рассмотрите фотографию листа берёзы. Выберите характеристики, соответствующие его строению,
по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип
листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
Слайд 22Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее
широкой части
Д. Форма края листа
Слайд 23Введение в экзаменационные материалы небольших по объему (около 1500 знаков)
и разных по тематике биологических текстов позволяет
объективно проверить не
только предметные, но и общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
находить нужную информацию, представленную в явном или в скрытом виде;
проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;
отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию;
соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.
Слайд 24Часть 2. Для ответов на задания 29–32 используйте отдельный лист.
Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем
ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задание 29.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было. В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на
следующие вопросы.
1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?
2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
Слайд 25Отбор статистических данных для задания части 2 осуществлен с учетом
доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе,
а также познавательного интереса учащихся.
Учитывались и возможности объективной проверки конкретных знаний, умений и видов деятельности, удовлетворяющих требованиям уровня подготовки экзаменуемых.
Введение в экзаменационные материалы статистических данных биологического содержания дает возможность проверить следующие предметные и общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
– находить нужную информацию, представленную в таблицах;
– проводить анализ данных, находить явные и скрытые связи, строить на основании сравнений данных собственные умозаключения;
– отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся данные представленные в таблицах;
– соотносить собственные фактические знания с информацией, полученной из данных таблиц.
Слайд 26Алексей и Иван – страстные поклонники спокойных пеших прогулок. В один
из солнечных летних дней они решили совершить очередной выход на
природу. Второпях ребята забыли приготовленный с вечера сухой паёк. Ребята пробыли в лесу около 4 часов и голодные, смогли добраться до ближайшего придорожного кафе только к вечеру. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите одному из них оптимальное по калорийности, с максимальным количеством углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков, которые помогут компенсировать затраты от многочасовой пешей прогулки. При выборе учтите, что каждый из ребят обязательно закажет Фреш МакМаффин и апельсиновый сок, но при этом откажется от мороженого с шоколадным наполнителем. В ответе укажите: энергозатраты пешей прогулки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время прогулки, и количество углеводов в нём.
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Слайд 27Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности