Слайд 1Исследовательская работа.
Социально - значимая проектная
деятельность
«Азбука правильного питания».
Выполнил ученик 10б класса:
Шаманаев Максим Андреевич.
Научный руководитель:
Марулина Татьяна Дмитриевна,
учитель биологии высшей категории .
Физико-математический лицей № 38 г.Ульяновска
Слайд 2 Правильное питание – залог здоровья человека, фундамент его счастья. Нарушение
в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к
задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только узкосемейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная, что отражено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и областной акции, проводимой Департаментом образования Ульяновской области, администрацией губернатора Ульяновской области «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации».
В физико-математическом лицее № 38 г.Ульяновска была проведена социально-значимая проектная деятельность «Азбука правильного питания».
Слайд 3 Актуальность: важность этого проекта состоит в том, чтобы каждый ученик
осознал значение правильного питания.
Объект исследования: характер питания учеников параллелей 6,
7, 8 классов.
Предмет исследования: состав питания школьников, периодичность, количество принимаемой пищи.
Слайд 4 Гипотеза: ученики предлагали свои идеи о том, как надо правильно
питаться.
Задача этого проекта состоит в том, чтобы научить учеников
правильно питаться.
Методы исследования: анкетирование, анализ статистического материала, работа со справочной литературой, использование интернет-технологий, использование графического редактора, обобщение статистических данных
Слайд 5 Практическая значимость: применение правил здорового питания на практике, выработка каждым
учеником для себя и своей семьи рекомендаций по правильному питанию.
Апробация:
ученики разработали презентации на тему здорового питания, которые использовались на родительских собраниях, посвященных здоровому образу жизни.
Количество учащихся, принявших участие в проектной деятельности – 217 человек.
Слайд 6 Начинается проект с анкетирования каждого ученика 6,7,8 класса о
характере и периодичности его питания.
Слайд 8 Ответьте на вопросы:
Сколько раз в день вы едите
а) 5-6
раз, б) 3-4 раза, в) 1-2 раза, г) 1 раз?
2.
Завтракаете регулярно? (Да/нет).
3. Ежедневно ем первые блюда. ( Да/нет).
4. Плотно ли вы ужинаете? (Да/нет).
5. Время еды до сна .
6. Едите ли вы ежедневно сырые овощи? (Да/нет).
7. Едите ли вы в промежутках между едой? Что?
Разнообразно ли ваше меню в течение дня,
недели ? (Да/нет).
Слайд 9 Данные анкет всех учеников обрабатываются для выяснения общей картины и
определения направлений исследований.
Класс разделён на группы, каждая из которых,
используя справочный материал дополнительной литературы, Интернета, готовит сообщение о ценных качествах одной группы продуктов (например, мясные: копченая, варёная колбаса, говядина, свинина, куриные окорочка, домашние пельмени, пельмени, купленные в магазине).
Дети определяют:
питательные вещества каждого продукта,
вредные вещества, которые могут находиться в них,
болезни, которые могут возникнуть при недостатке в пищевом рационе этого продукта,
болезни, которые могут возникнуть при переизбытке в пищевом рационе этого продукта,
правильные способы приготовления этого продукта, при которых сохраняются питательные вещества.
Слайд 10Защита презентации.
Состав жюри: заведующая школьной столовой, студенты, старшеклассники, родители.
Каждая группа
готовит компьютерную презентацию и выступает с ней.
Затем демонстрируются слайды
питания продуктами быстрого приготовления.
Задания группам:
проанализировать гигиеническую ценность такого рациона,
записать «+» и «-» такого питания,
сравнить с питанием в нашей школьной столовой,
сделать вывод,
Высказать предположение какая фигура будет у человека, постоянно питающегося по первому варианту, названному учителем.
Слайд 11 Дети называют преимущества свежеприготовленной пищи, сбалансированного, разнообразного рациона школьной
столовой.
Представителям каждой команды прелагается выбрать из корзины, стоящей на столе,
пищевой продукт (муляжи овощей и фруктов, фото, рисунки продуктов питания, продукты, упакованные в банки) и называть питательные и вредные вещества, которые содержатся в этом продукте, объяснить, что произойдёт при избыточном или недостаточном употреблении этого продукта.
Слайд 12 Затем каждая группа получает карточки с заданиями.
Задание №1.
Назвать о каком витамине идёт речь?
Совместное обсуждение.
Письменный
ответ каждой команды сдаётся в жюри.
Слайд 13Аналогично выполняется второе задание.
Задание №2.
Обоснуйте гигиенические правила питания.
Слайд 14 Жюри подводит итоги, называя команду победительницу и отмечая самых активных
участников проектной деятельности.
Домашнее задание.
Школьникам раздаются их анкеты, и они,
уже владея научной информацией о рациональном питании, должны
- проанализировать свою собственную анкету и выработать для себя и своей семьи рекомендации по правильному питанию.
Слайд 15 Выводы.
Анализ полученных результатов.
Слайд 16Анализ анкет учащихся, заполненных в начале проектной деятельности, показал следующее:
нарушения
в режиме питания школьников – отсутствие завтрака перед школой (32%
учащихся);
Слайд 17не ежедневно употребляются в пищу первые блюда (27%);
Слайд 18частое потребление колбасных изделий: ежедневно их употребляют (41%), среди них
многие несколько раз в день;
Слайд 19преобладают в пищевом рационе углеводосодержащие продукты (71%);
Слайд 20избыточное употребление сладостей (43% учащихся).
Слайд 21среди употребляемых напитков преобладают газированные (54%);
недостаточно частое потребление основных продуктов
питания: каш (67%); молока (49%), овощей (34%), творога и сыра
(72%), масла сливочного (59%), растительного масла (65%), фруктов (37%);
не употребляют круп (13%);
многие учащиеся употребляют жвачку (82%);
совсем не употребляют сало (48%).
Слайд 23Рекомендации по правильному питанию.
Анализ разработанных учащимися рекомендаций
по изменению характера собственного питания и питания своей семьи, составленных
в конце проектной деятельности, которые сопоставлялись с анкетой этого ученика, показал, что все школьники правильно отмечают недостатки своего пищевого рациона.
Слайд 24Примеры рекомендаций:
«Мне нужно больше употреблять молочные продукты, меньше пить
газировку и есть конфет, уменьшить употребление колбас, обедать в школьной
столовой».
Только 2 ученика отметили, что их пищевой рацион соответствует гигиеническим нормам, что подтверждается анализом их анкет.