Слайд 1Экономическая биология человека как наука
Слайд 2Цель урока:
сформировать представление о экономической биологии как комплексной науке,
ее предмете, задачах и принципах.
Слайд 3Задачи урока:
обучающие – изучить цель, задачи и принципы экономической биологии;
воспитательные – оценить значимость данных экономической биологии в решении социальных
и медицинских проблем;
развивающие – продолжить развитие интереса к изучаемому предмету.
Слайд 4«Экономическая биология человека» ─ новое направление в науке, возникшее на
границе экономики, биологии человека, медицины и физической антропологии
Слайд 5Предмет экономической биологии человека
система взаимосвязей между особенностями строения и
функциями человеческого организма, с одной стороны, и социально-экономическими условиями жизнедеятельности
и организации труда, с другой стороны.
Слайд 6Задачи экономической биологии ─
изучение:
индивидуального развития организма с использованием
законов экономики;
изменений, которые происходят с человеком при переходе от нормального
состояния к патологическому;
влияния экономических условий на здоровье и антропометрию человека;
условий изменений организма в период активного роста и развития, остановки роста и «инволюции».
Слайд 7«Инволюция» (от лат. involutio – свертывание, упрощение)
– процессы обратного
развития, характеризующие процесс старения.
Слайд 8Принципы экономической биологии
«максимального результата»
«минимальных затрат»
Слайд 9У животных, подвергнутых «низкокалорийной диете» с качественным набором питательных веществ
(принцип «максимального результата»), но с количественными ограничениями (принцип «минимальных затрат»),
значительно увеличилась продолжительность жизни.
Слайд 10Принципы экономической биологии
«максимального результата»
«минимальных затрат»
«разделения труда и
специализации»
Слайд 11Эволюционно примитивные организмы имеют клетки с широким набором функций и
не имеют дыхательной, кровеносной и нервной систем, тогда как у
эволюционно продвинутых организмов имеются специализированные ткани и органы, дыхательная, кровеносная и нервная системы.
Слайд 12Принципы экономической биологии
«максимального результата»
«минимальных затрат»
«разделения труда и специализации»
«взаимозависимости
и сотрудничества»
Слайд 13Кости выполняют пассивную функцию рычагов, а мышцы, сокращаясь, совершают работу
и являются активной частью опорно-двигательного аппарата. Их функционирование и развитие
тесно связано друг с другом и невозможно без активного участия нервной и сердечно-сосудистой систем.
Слайд 14Принципы экономической биологии
«максимального результата»
«минимальных затрат»
«разделения труда и
специализации»
«взаимозависимости и сотрудничества»
«спроса и предложения»
Слайд 15Физическая активность скелетных мышц вызывает дефицит кислорода (спрос), а в
ответ на это активизируется сердечная мышца и легкие, обеспечивающие поставку
кислорода к тканям (предложение).
Слайд 16Принципы экономической биологии
«максимального результата»
«минимальных затрат»
«разделения труда и
специализации»
«взаимозависимости и сотрудничества»
«спроса и предложения»
«экономической эффективности»
Слайд 17В организме сначала с ростом и развитием органов и систем
повышается его эффективность, максимум которой совпадает с периодом молодости. Когда
рост и обновление организма становятся невозможны, исчезает гибкость регуляции и его эффективность падает.
Слайд 18Представителей данного направления также волнуют следующие вопросы:
как экономика влияет на
физическое развитие человека, его рост, вес, заболеваемость?
как по антропометрическим
данным (прежде всего по росту) можно оценить биологический статус, благосостояние и социальное неравенство в обществе?
Слайд 19Вопросы для закрепления:
1. Что изучает экономическая биология?
2. Какой год можно
считать годом возникновения науки экономическая биология и почему?
3. Какова цель
экономической биологии?
4. Какие принципы экономической биологии вы можете назвать?