Слайд 1ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ «ВООБРАЖЕНИЕ»
Выполнила: студентка 1 курса,
гр. 101
Сердюкова Алина Олеговна
Научный руководитель:
Ефремов Александр Юрьевич,
к.п.н., доцент
«РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Воронеж – 2016
Слайд 2
Оглавление
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРИЗНАКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ «ВООБРАЖЕНИЕ»
ГЛАВА
II. ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ
Заключение
Список
использованной литературы.
Слайд 3ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ «ВООБРАЖЕНИЕ»
Введение
Тема исследования:
«Естественнонаучный подход к изучению психологического явления «Воображение»
Цель исследования:
Определение
естественнонаучного подхода к изучению психологического явления «Воображение»
Слайд 4Объект исследования: «Воображение» как психологическое явление.
Предмет исследования: естественнонаучный подход к
изучению психологического явления «Воображение».
Методы исследования: эксперимент, анализ и описание.
Слайд 5Задачи исследования:
1. Составление тезауруса ключевых терминов: «Психология», «Воображение», «Естествознание».
2. Определение
естественнонаучных признаков психологического явления «Воображение».
3. Проведение диагностического эксперимента по определению
уровня воображения у молодежи.
Слайд 6Актуальность темы:
Воображение, несомненно, является важным инструментом мышления, позволяющее абстрактно мыслить.
Воображение – психологический феномен, но также этот процесс имеет прямую
связь с мозговой деятельностью человека, следовательно, этот процесс можно изучить и с естественнонаучной точки зрения. Воображаемый процесс может быть только у человека, никакие больше живые организмы не обладают таким явлением. А значит, чтобы понять как же все-таки работает человеческий мозг, понять его структуру и принцип мышления, в целом, нужно рассматривать психику и воображение и в рамках естественных наук.
Слайд 7ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕНННОНАУЧНЫХ ПРИЗНАКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ «ВООБРАЖЕНИЕ»
Решение первой
задачи показало, что уточнение терминов, входящих в название темы, объекта
и предмета исследования, позволяют рассматривать проблему естественнонаучного подхода к изучению психологического явления «Воображение» в практической плоскости.
Ключевые термины: воображение, психология, естествознание.
Слайд 8Воображение – психологический феномен создания новых образов на основе ранее
усвоенных.
Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической
жизни человека и животных.
Естествознание – комплекс наук о природе (естественных наук), взятых в их взаимосвязи, как целое.
Слайд 9Решение второй задачи показало, что воображение имеет основу физиологическую, состоящую
из процессов анализа и синтеза, торможения и возбуждения в корковых
отделах головного мозга. В итоге этой сложной нервной деятельности происходит возникновение новых сочетаний, образующихся из опыта, приобретенного ранее, составляющих некую базу образов воображения. Это является одним из естественнонаучных признаков психологического явления «Воображение».
Слайд 10Интересно и само изучение природы возникновения новых образов в сознании
человека. Возникновение этого психического феномена связано с физиологией человека, с
работой его мозга. Рассматриваемый процесс тесно взаимосвязан с мышлением и памятью, воображение является одной из форм отображения окружающей действительности. Все эти процессы являются результатом сложной мозговой деятельности человека, прохождения электрических импульсов по нейронам головного мозга, преобразования этих импульсов и другая активная работа головного мозга.
Слайд 11Естественнонаучные основы психологии описывают физиологию человека, его головного мозга, высшей
нервной деятельности; объясняют взаимную связь психики и деятельности нервной системы
человека. Кора головного мозга – место, где происходит процесс сознания и мышления, анализа и синтеза. Именно эта часть мозга и отвечает за воображение, именно там окружающая действительность преобразуется в сознании человека, сочетается с чем-то новым, составляя удивительное психологическое явление «Воображение».
Слайд 12Таким образом, можно сделать вывод, что естественнонаучными признаками психологического явления
«Воображения» являются его связь с головным мозгом, где в коре
преобразуется окружающая действительность и, обрабатываясь в ходе сложного процесса, становится совершенно новыми сочетаниями образов, возникающими и существующими в сознании человека, двигая его к каким-либо поступкам. Так же такое психологическое явление, как воображение напрямую связано с мозговой деятельностью человека, этот процесс является одним из видов мышления. Но оно связано еще и с нервной системой, а это еще один естественнонаучный признак психологического явления «Воображение».
Слайд 13ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРЕМЕНТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ВООБРАЖЕНИЯ У
МОЛОДЕЖИ
В процессе исследования, была решена вторая задача, звучавшая так: определение
естественнонаучных признаков психологического явления «Воображение». Ее решение позволило определить следующие критерии: естественнонаучными признаками являются его связь с головным мозгом и мозговой деятельностью, а также нервной системой. Также было выявлено то, что сам феномен «воображение» и другие процессы мышления происходят в коре головного мозга, само же «воображение» основывается на создании совершенно новых образов, на основе полученных когда-то знаний и опытов.
Слайд 14На основе вышеперечисленных критериев в рамках решения третьей задачи, которая
звучит так: проведение диагностического эксперимента по определению уровня воображения у
молодежи, был проведен диагностический эксперимент по определению уровня воображения у молодежи. Был составлен и сам диагностический тест.
Слайд 15ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование на тему: естественнонаучный подход к изучению психологического явления
«Воображение», были решены следующие задачи: составление тезауруса научных терминов, входящих
в тему исследования: воображение, естествознание, психология; определение естественнонаучных признаков психологического явления «воображение»; проведение диагностического эксперимента по определению уровня воображения у молодежи.
Решение второй задачи показало, что процессы мышления, включая феномен воображения, происходит в коре головного мозга и напрямую связано с нервной системой человека, что доказывает возможность и важность изучения мышления с точки зрения естествознания.
Решение третьей задачи позволяет делать вывод о том, что в основном у большинства людей средний уровень воображения, они могли бы развитье его и добиться успехов в творчестве, но не уделяют этому должного внимания.
Слайд 16СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Академик: Словари и энциклопедии на Академике экономиста
[Электронный ресурс] / Философская энциклопедия. Психология. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3141/ПСИХОЛОГИЯ,
режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения: 04.02.2016)
2. Библиотека Гуммер –Педагогика: В.Г. Крысько. Психология. Курс лекций . –Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/06.php/, режим свободный. –Загл. с экрана. –Яз. рус. (дата обращения 05.02.2016).
3. Библиотека Гуммер –Педагогика: В.Г. Крыско. Психология и педагогика. Курс лекций. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko/43.php, режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 08. 02. 2016)
4. В.И.Крылов Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Акад. И.П.Павлова. Психология и психопатология воображения (когнитивные функции и воображение). Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. 2012; 3:
5. Косицын Н.С. Роль дендритов и аксо-дендрических связей нейронов коры головного мозга в высших функциях мозга // отчет о НИР № 95-04-12252 (Российский фонд фундаментальных исследований).
6. Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055.