Слайд 2Девиз урока: “Умение ставить новые вопросы, видеть новые возможности, рассматривать
старые проблемы под новым углом зрения требует творческого воображения и
приводит к подлинным успехам в науке”. А. Энштейн
Слайд 3Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в
каждом организме. Но в тайны клеточного строения человек смог проникнуть
только благодаря изобретению микроскопа.
Увеличивающие стекла были известны еще в античные времена. Им на смену приходят увеличительные приборы, которые позволили проникнуть в микромир.
Слайд 4Невозможно точно определить, кто изобрёл составной микроскоп. Считается, что голландский
мастер очков Ханс Янссен и его сын Захария Янссен изобрели
первый микроскоп в 1590, но это было заявление самого Захария Янссена в середине XVII века.
Слайд 5ГАЛИЛЕЙ (Galilei), Галилео
15 февраля 1564 г. – 8 января 1642
г.
Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания,
поэт, филолог и критик Галилео Галилей родился в Пизе в знатной, но обедневшей флорентийской семье.
Слайд 6
ГУК (Hooke), Роберт
18 июля 1635 г. – 3 марта 1703
г.
Английский естествоиспытатель Роберт Гук родился во Фрешуотере, графство Айл-оф-Уайт
(остров Уайт) в семье священника местной церкви.
В 1662 г. был назначен куратором экспериментов при только что основанном Королевском обществе; член Лондонского королевского общества с 1663 г. С 1665 г. – профессор Лондонского университета, в 1677-1683 гг. – секретарь Лондонского Королевского общества.
Слайд 8Отсюда начинается понятие клетка – клеточное строение организмов.
I Этап
Зарождение понятий о клетке.
Срез коры пробкового дуба
Слайд 9«Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива
дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым
наука пойдет дальше».
С.И. Вавилов
Слайд 10Марчелло Мальпиги (1628―1694), итальянский врач, физиолог и анатом. Родился 10
марта 1628 года в Италии. В 1653 году он окончил
Болонский университет, получив степень доктора медицины.
Основные работы Мальпиги посвящены микроскопической анатомии животных и растений. Ученый впервые применил микроскоп для изучения строения мозга, сетчатки, нервов, селезенки, почек.
Слайд 11
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни
следы.
Государство смертей и рождений, Нескончаемой цепи звено —
В этом мире
чудесных творений Сколь ничтожно и мелко оно!
Но для бездн, где летят метеоры,
Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет.
Н. Заболоцкий
Антони ван Левенгук
(1632-1723)
Слайд 12Антон ван Левенгук
(нидерл. Antoni van Leeuwenhoek, 24 октября 1632, Делфт – 30 августа 1723 Делфт) – голландский натуралист, усовершенствовал микроскоп, основоположник научной микроскопии, член Лондонского королевского общества (с 1680 года), впервые в истории с помощью своего микроскопа наблюдал микроскопическое строение различных форм живых организмов.
Слайд 13 Левенгук был человеком любознательным и с широким кругом интересов.
Он давал поразительную по своему времени точность описаний.
Первой им была описана плесень, выросшая на мясе, позже он описывает «живых зверьков» в дождевой и колодезной воде, различных настоях, в испражнениях, в зубном налёте. В его препаратах жили “зверушки”, сталкиваясь и разбегаясь, как муравьи в муравейнике.
В письме Королевскому обществу Левенгук описывает это явление и называет эти объекты анималями (“левенгуковы зверушки”).
Слайд 14 Свои рисунки Левенгук отправлял в Лондонское Королевское общество.
Письма Левенгука в Королевском обществе вызвали
большое недоверие, и поэтому было решено провести тщательную проверку. После проверки 8 февраля 1680 г. Левенгук был избран действительным и равноправным членом Лондонского Королевского общества. В Делфт от общества был прислан членский диплом в серебряной шкатулке с гербом общества на крышке.
Слайд 15 В 1698 г. Антони ван Левенгук пригласил к себе
русского царя Петра Великого, который был в то время в
Голландии. Царь был в восхищении от увиденного в микроскоп. Левенгук подарил Петру два микроскопа. Они и послужили началом исследования микроорганизмов в России. Достаточно сказать, что Петр I привёз в Россию микроскоп Левенгука, а позднее были изготовлены первые отечественные микроскопы
Слайд 16Ян Пуркинье 1869-07-28
Чешский биолог, медик, просветитель. Родился в Либоховице.
Окончил Пражский университет (1818). До 1822 работал на кафедре анатомии этого университета. С 1822 - профессор и зав. кафедрой физиологии университета в Бреслау, с 1839 возглавлял организованный им здесь первый в мире институт физиологии, с 1850 - профессор Пражского университета, в 1851 основал и возглавил Физиологический институт при этом университете.
Слайд 17БРОУН, РОБЕРТ (Brown, Robert) (1773–1858), английский ботаник. Родился 21 декабря
1773 в Монтроузе (Шотландия). Изучал медицину в Абердинском и Эдинбургском
университетах (1789–1795). В течение пяти лет работал ассистентом хирурга в Британской армии. В 1798 в Лондоне познакомился с Дж.Бэнксом, президентом Королевского общества,
Внутри клетки было хорошо видно крупное плотное образование.
Слайд 18Просмотрев большую группу растений, я везде видел такое же плотное
образование, как плавило в центре. Тогда я назвал это плотное
образование ядром.
Слайд 19II. Этап
Возникновение клеточной теории
(5 апреля 1804,
Гамбург — 23 июня 1881, Франкфурт-на-Майне) - немецкий биолог. Основные направления научных исследований - цитология и эмбриология растений. Его научные достижения способствовали созданию клеточной теории
Слайд 21«…всякая клетка зарождается из протоплазмы другой клетки, но одни клетки…
рождаются путем кариокинетического деления, а другие образуются из протоплазмы без
деления самой клетки, внутри ее».
— Шлейден М. (1838)
Слайд 22Теодор Шванн (1810-1882)
Родился 7 декабря 1810 в Нейсе близ Дюссельдорфа.
Окончил иезуитский колледж в Кельне, изучал естественные науки и медицину
в Бонне, Вюрцбурге и Берлине. До 1839 работал ассистентом физиолога И.Мюллера в Берлине. В 1939-1948 - профессор физиологии и сравнительной анатомии Лувенского университета, в 1848-1878 - профессор Льежского университета.
Слайд 231. Всем животным и растениям свойственно клеточное строение.
2. Растут и
развиваются растения и животные путем возникновения новых клеток.
3. Клетка является
самой маленькой единицей живого, а целый организм – совокупность клеток.
Слайд 24Клеточная теория – одно из трех величайших открытий, по словам
Ф. Энгельса, после закона о превращении энергии, теории эволюции Ч.
Дарвина. Однако М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путем новообразования из неклеточного первичного вещества.
Слайд 25III. Этап
Развитие клеточной теории
Слайд 26Карл Максимович Бэр (Карл Эрнст) (1792-1876) — естествоиспытатель, основатель эмбриологии,
один из учредителей Русского географического общества, иностранный член-корреспондент (1826), академик
(1828-30 и 1834-62; почетный член с 1862) Петербургской АН. Родился в Эстляндии. Работал в Австрии и Германии; в 1829-30 и с 1834 — в России. Открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы; изучил эмбриогенез цыпленка.
Слайд 27ВИ́РХОВ (Virchow) Рудольф (13 октября 1821, Шифельбейн, Пруссия, ныне Кошалинское
воеводство, Польша — 5 сентября 1902,. Берлин), немецкий ученый, один
из основоположников клеточной теории в биологии и медицине, также известен как археолог и политический деятель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1881
Слайд 28Современная клеточная теория включает в себя следующие положения:
1. Клетка представляет
собой основу структурной и функциональной организации растений и животных.
2. Клетки
растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки).
3. Клетки у всех организмов имеют мембранное строение.
4. Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид.
5. Клеточное строение живых организмов — свидетельство единства их происхождения.
Слайд 29Заполните таблицу
Какой момент урока вызвал у вас наибольший интерес?
А что вы считаете лишним или не интересным на уроке.
Слайд 30 Прием “Написание синквейна”
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно
слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке
надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Слайд 31Открытая, саморегулируюшая
Дышит, питается, делится
Клетка единица строения живых организмов
Удивительно!
Клетка