Разделы презентаций


Конспект урока по теме "Макроэволюция, ее доказательства"

Содержание

Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками Задачи урока: сформировать понятие макроэволюция; углубить и расширить знания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: Макроэволюция, её доказательства
11 класс

Тема: Макроэволюция, её доказательства11 класс

Слайд 2Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом

мире на нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками

Задачи урока:
сформировать понятие макроэволюция;
углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.
Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на нашей планете, используя данные полученные

Слайд 3 Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»
Различие макроэволюции и микроэволюции:
Макроэволюция –

надвидовая эволюция, приводит к образованию таксонов более высокого ранга, чем

вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.)
Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»Различие макроэволюции и микроэволюции:Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образованию таксонов более

Слайд 4Сходство макроэволюции и микроэволюции:
В основе лежат процессы:
1. наследственная изменчивость;
2.

борьба за существование;
3. естественный отбор;
4. изоляции.
Носят дивергентный характер.

Сходство макроэволюции и микроэволюции: В основе лежат процессы:1. наследственная изменчивость;2. борьба за существование;3. естественный отбор;4. изоляции. Носят

Слайд 5Палеонтологические
Эмбриологические
Сравнительно-
анатомические
(Морфологические)

Биогеографические
Группы доказательств эволюционного процесса
Молекулярно-биологические
и цитологические

ПалеонтологическиеЭмбриологическиеСравнительно-анатомические(Морфологические)БиогеографическиеГруппы доказательств эволюционного процессаМолекулярно-биологические и цитологические

Слайд 6Что изучают науки?
Палеонтология
Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в

земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во

времени
Эмбриология
Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов
Сравнительная анатомия
Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов
Молекулярная биология
Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов
Биогеография
Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.



Что изучают науки?ПалеонтологияПалеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения

Слайд 7Что обозначают термины?
Онтогенез
Филогенез
Дивергенция
Конвергенция
Гомологичные органы
Аналогичные органы
Рудименты
Атавизмы
Эндемики
Реликты


Что обозначают термины?ОнтогенезФилогенезДивергенцияКонвергенцияГомологичные органыАналогичные органыРудиментыАтавизмыЭндемикиРеликты

Слайд 8Задания группам
1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей

планете
(Используя учебники и материалы лежащие на столах)
I группа-

палеонтологические доказательства эволюции;
II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
III группа – сравнительно-анатомические
(морфологические) доказательства эволюции;
IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
V группа – биогеографические доказательства эволюции.
2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.
Задания группам1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете  (Используя учебники и материалы лежащие

Слайд 9Таблица №1 Доказательства эволюции органического мира


Таблица №1  Доказательства эволюции органического мира

Слайд 10Эмбриологические доказательства эволюции
В пользу эволюционного происхождения органического мира

говорят данные эмбриологии
К. Бер сформулировал закон зародышевого

сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»

Стадии эмбрионального развития позвоночных.

Эмбриологические доказательства эволюции  В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии  К. Бер сформулировал

Слайд 11Эмбриологическое доказательство эволюции
Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон:

«Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и

быстро историческое развитие вида (филогенез)
А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

Эмбриологическое доказательство эволюцииФ. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон:    «Индивидуальное развитие особи (онтогенез)

Слайд 12Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции
Общий план
строения
позвоноч-ных

Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюцииОбщий планстроения позвоноч-ных

Слайд 13Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции
Наличие в современной флоре и фауне переходных

форм (эвглена зеленая , латимерия, утконос, ехидна, асцидия)

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюцииНаличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая , латимерия, утконос, ехидна,

Слайд 14

Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения,

положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.

Гомология передних конечностей

наземных позвоночных

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе

Слайд 15Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции
Аналогичные органы - не

имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции   Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но

Слайд 16
Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в

ходе эволюции.
Рудимент задних конечностей питона
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.Рудимент задних конечностей питонаСравнительно-анатомические (морфологические) доказательства

Слайд 17Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных

предков и утраченных в процессе эволюции.
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции. Сравнительно-анатомические

Слайд 18Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Слайд 19Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам

Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам

Слайд 20Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции
Клеточное строение

организмов

Сходный элементарный химический состав живых организмов

(98% приходится на четыре элемента- С,О, H, N)

Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)
Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции    Клеточное строение организмов    Сходный элементарный химический

Слайд 21Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции
Аккумулятором энергии во всех живых организмах

являются молекулы АТФ
Генетический код универсален для всех живых организмов от

бактерий до человека
Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений


Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюцииАккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФГенетический код универсален для всех

Слайд 22Палеонтологические доказательства эволюции Ископаемые формы

Палеонтологические доказательства эволюции Ископаемые формы

Слайд 23Палеонтологические доказательства эволюции
Археоптерикс
Ископаемые переходные формы

Палеонтологические доказательства эволюцииАрхеоптериксИскопаемые переходные формы

Слайд 24Филогенетический ряд лошади (Воссоздал В.О.Ковалевский)

Филогенетический ряд лошади (Воссоздал В.О.Ковалевский)

Слайд 25Биогеографические доказательства эволюции
А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению

животных и растений на нашей планете

Биогеографические доказательства эволюцииА. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете

Слайд 26Биогеографические доказательства эволюции
Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка)

и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым

проливом?
Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
Биогеографические доказательства эволюцииПочему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего,

Слайд 27Биогеографические доказательства эволюции
Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка)

и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?

Биогеографические доказательства эволюцииПочему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?

Слайд 28Биогеографические доказательства эволюции
Современные континенты возникли из единого массива суши -

Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов
А. Пангея; конец

палеозоя, 230 млн. лет назад
Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад
Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад
Биогеографические доказательства эволюцииСовременные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа

Слайд 29Биогеографические доказательства эволюции
Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?

Биогеографические доказательства эволюцииПочему только в Австралии существуют сумчатые животные?

Слайд 30Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции
Почему на

Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на

острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)?
Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)
Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюцииПочему на Британских островах флора и фауна близка к

Слайд 31Заселение островов
Почему океанические острова очень бедны по сравнению

с материковыми островами?

Заселение островов  Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?

Слайд 32Биогеографические доказательства эволюции
Виды животных и растений, попавшие на океанические острова,

получают широкие возможности для размножения.
Например, на Галапагосских островах из 108

видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток
Биогеографические доказательства эволюцииВиды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.Например, на Галапагосских

Слайд 33Вывод:

Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на

Земле, необходимо использовать данные разных наук.

Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

Вывод:   Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

Слайд 34Тест по теме: «Доказательства эволюции органического мира»
1. Макроэволюция:
а)

совокупность эволюционных
процессов, происходящих внутри вида
б) происходит быстро и внезапно
в) надвидовая

эволюция
г) доступна для наблюдения

Надвидовая эволюция

2. Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение:
а) аналогичные
б) гомологичные
в) атавизмы
г) рудименты

Рудименты
Тест по теме: «Доказательства эволюции органического мира»1.   Макроэволюция:а) совокупность эволюционныхпроцессов, происходящих внутри видаб) происходит быстро

Слайд 35Тест
3. Какой из факторов доказывает единство органического мира?
а) наличие

ископаемых форм животных и растений
б) универсальность генетического кода
в) сходство между

человеком и человекообразными обезьянами
г) способность к полету насекомых и птиц

универсальность генетического кода

4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:
а) сходство деления клеток у всех организмов
б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов
в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов
г) общность строения кровеносной системы млекопитающих

сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

Тест 3. Какой из факторов доказывает единство органического мира?а) наличие ископаемых форм животных и растенийб) универсальность генетического

Слайд 36Тест
5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и

Мадагаскара?
а) различиями в климате
б) размерами территории
в) давней обособленностью территорий
г) форма

естественного отбора

давней обособленностью территорий

6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос?
а) рептилий и млекопитающих
б) птиц и рептилий
в) птиц и млекопитающих
г) амфибий и рептилий

рептилий и млекопитающих

Тест 5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара?а) различиями в климатеб) размерами территориив) давней

Слайд 37Тест
7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых

червей?
а) способность к откладыванию яиц
б) общность строения кровеносной систем
в) наличие

червеобразной личинки у бабочек
г) строение конечностей

наличие червеобразной личинки у бабочек

8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными?
а) жабры рака и легкие кошки
б) хобот слона и рука человека
в) лапа крота и лапа обезьяны
г) глаз кальмара и глаз млекопитающего

лапа крота и лапа обезьяны

Тест 7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей?а) способность к откладыванию яицб) общность строения

Слайд 38Тест
9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется:
а)

разной степенью влияния естественного отбора
б) их а разобщенностью в течении

миллионов лет
в) различным влиянием полюсов
г) различным климатом

их разобщенностью в течении миллионов лет

10. Биогенетический закон гласит:
а) органический мир развивается
б) движущей силой эволюции является естественный отбор
в) онтогенез кратко повторяет филогенез
г) материальными носителями наследственной информации являются гены, локализованные в хромосомах

онтогенез кратко повторяет филогенез

Тест 9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется:а) разной степенью влияния естественного отбораб) их а

Слайд 39Тест
11. Аналогичные органы:
а) передняя конечность летучей мыши и кита
б)

передняя конечность лягушки и крыло птицы
в) крыло бабочки и крыло

птицы
г) усики гороха и колючки кактуса

крыло бабочки и крыло птицы

12. Биогенетический закон был сформулирован
а) Шлейденом и Шванном
б) Морганом
в) Геккелем и Мюллером
г) Опариным и Холдейном

Геккелем и Мюллером

Тест 11. Аналогичные органы:а) передняя конечность летучей мыши и китаб) передняя конечность лягушки и крыло птицыв) крыло

Слайд 40Тест
13. Дивергенцией называется
а) расхождение признаков в процессе эволюции
б) схождение

признаков в процессе эволюции
в) объединение нескольких популяций в одну
г) образование

изолированной группы внутри популяции

расхождение признаков в процессе эволюции

14. Микроэволюция приводит к образованию новых
а) семейств
б) подвидов и видов
в) родов
г) классов

подвидов и видов

15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени
а) ископаемые формы
б) островные формы
в) реликты - существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов
г) гомология органов

ископаемые формы

Тест 13. Дивергенцией называетсяа) расхождение признаков в процессе эволюцииб) схождение признаков в процессе эволюциив) объединение нескольких популяций

Слайд 41Рефлексия
Вопросы:
Выполнили мы все поставленные задачи?
Что нового узнали на

этом уроке?
Какой материал поняли полностью или частично?

Задачи урока:
сформировать понятие макроэволюция;
углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Рефлексия  Вопросы:Выполнили мы все поставленные задачи?Что нового узнали на этом уроке?Какой материал поняли полностью или частично?

Слайд 42Домашнее задание:
Изучить материал по § 61 и записям в тетради;
Ответить

на вопросы 1-3 в конце § 61.

Спасибо

за внимание!
Домашнее задание: Изучить материал по § 61 и записям в тетради;Ответить на вопросы 1-3 в конце §

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика