Слайд 1“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды...”
Ф.И. Тютчев
Слайд 2ЗАДАЧИ:
раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных
условиях водной среды;
определить значение рыб в природе и хозяйственной
деятельности человека;
познакомиться с основными мерами охраны рыб;
обобщить знания об особенностях строения рыб;
познакомиться с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.
Слайд 3«Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение».
Слайд 4Домашнее задание.
Стр.180 -185
- на оценку «3» краткое сообщение о
любом представителе рыб;
- на оценку «4-5» проект о приспособленности различных
рыб в
условиях водной среды.
Слайд 5Разнообразие внешнего вида:
ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),
ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),
ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы
семейства солнечниковых, рыба-луна),
ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),
ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны
стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.
Слайд 61. Что же определяет окраску рыб?
2. Как называется такая окраска
рыб?
3. Что обозначает термин "эволюция "?
4. Как называется наука,
которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства?
Слайд 7Заполнить таблицу, используя стр.180 - 183
Слайд 8Главный вывод:
Многообразие рыб — результат жизни, приспособления к различным проявлениям
факторов водной среды, к основному образу жизни.
Слайд 9Значение рыб:
Регуляция численности;
Цепи питания;
Объект промысла;
Рыбий жир;
Источник витаминов и минеральных веществ:
К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I;
Диетическое питание;
Кормовая
мука;
Минеральные удобрения;
Названия городов: г.Бычки, г.Елец, г. Ершов, г.Судак.
Слайд 10В Красную книгу ЯНАО занесены следующие виды рыб:
-Таймень (семейство
лососевые);
- Арктический голец (семейство лососевые;
- Муксун;
-Тугун.
Слайд 11 Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе
и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:
Слайд 13Уровень 1 (задания на «3»)
Выбрать номера правильных суждений:
1. Развитие рыб
происходит только в воде.
2. Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.
3.
Жаберные крышки есть у всех рыб.
4. Кровеносная система рыб замкнутая.
5. Сердце рыб однокамерное.
6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
7. Рыбы способны к образованию условных рефлексов.
8. Органами выделения у рыб служат почки.
9. Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.
10. Температура тела рыб постоянная.
Слайд 14Уровень 2 (задания на «4 - 5»)
Из перечня органов (1-22)
выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения
в колонку.
I – нервная система
II - кровеносная система
III – пищеварительная система
IV— дыхательная система
V — выделительная система
VI — система опоры и движения
VII — половая система
№ 1 — плавники
№ 2 — жабры
№ 3 — мышцы
№ 4 — вены и артерии
№5 — позвоночник
№6 — мочевой пузырь
№ 7 — череп
№ 8 — печень
№ 9 — ребра
№ 10 — желудок
№ 11 — плечевой пояс
№ 12 — мочеточник
№ 13 — почки
№ 14 — головной мозг
№ 15 — семенники
№ 16 — спинной мозг
№ 17 — нервы
№ 18 — яичник
№ 19 — передний мозг
№ 20 — яйцеклетка
№ 21 — мозжечок
№ 22 — сердце
Слайд 15О рыбах много знаем мы,
И в то же время очень
мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!
Слайд 16Правильные ответы:
Уровень 1:
1, 2, 4, 7, 8, 9.
Уровень 2:
I
- № 14, 16, 17, 19, 21.
II - № 4,
22.
III - № 8, 10.
IV - № 2.
V - № 6, 12, 13.
VI - № 1, 3, 5, 7, 9, 11.
VII - № 15, 18, 20.