Слайд 1
Тема урока: Основные закономерности эволюции
органического мира.
Цель урока: Сформировать у учащихся
знания о типах эволюционных изменений, главных путях и направлениях эволюционного
процесса.
1.Типы эволюционных изменений
2.Направления эволюционного процесса
3.Пути эволюционного процесса
Слайд 2 1.Что такое биологическая эволюция?
Биологическая эволюция это необратимое
развитие
органического мира.
Ответьте на вопросы:
2.Какой эволюционный процесс
называется микроэволюцией?
Процесс образования новых видов.
3.Что такое макроэволюция?
Процесс образования более крупных
систематических единиц – родов, семейств,
отрядов и т. д.
Слайд 4Параллелизм - независимое приобретение сходных признаков родственными организмами, обитающих
в одинаковых
условиях и ведущих сходный образ жизни.
Известное общее сходство имеют
млекопитающие
тропического пояса,
обитающие на разных континентах,
в близких климатических условиях.
Слайд 5Конвергенция(схождение признаков) – возникновение
сходных черт строения у неродственных видов, обитающих
в одинако -вых условиях и ведущих сходный образ жизни.
Крупные водные
хищники,
показанные на рисунке,
возникли в четырех совер-
шенно разных группах:
среди моллюсков, рыб,
пресмыкающихся, птиц и
млекопитающих.
Слайд 6Аналогичными называются органы, разные по происхож –
дению, но выполняющие сходные
функции.
Слайд 7Дивергенция (расхождение) – расхождение признаков
в пределах популяции, вида, возникающее под
действием естественного
отбора, приводящее к образованию новых видов, родов, классов и
т. д.
Схема дивергенции форм( рисунок Ч. Дарвина)
Общий предок дал начало
двум или большему коли-
честву форм, которые в
свою очередь стали родо-
начальниками многих видов
и родов.
Слайд 8 Дивергентная эволюция или радиация.
Класс млекопитающих
распался на многочис-
ленные отряды, предста-
вители
которых отличают- ся по строению, образу жизни, характеру физио- логических
и поведенчес- ких адаптаций.
Примитивное млекопитающее
юрского периода
Слайд 9Гомологичными называются органы, сходные
по происхождению, но не сходные по
выполняемым функциям.
Слайд 10Пути эволюции
органического мира.
Слайд 11В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные
российские ученые А.Н.Северцев
и И.И.Шмальгаузен. Они установили,
что главными путями эволюции являются ароморфоз, идиоадаптация
и
дегенерация.
Алексей Николаевич Северцев
(1866-1936).
Выдающийся советский зоолог,
основоположник эволюционной
морфологии животных. С 1920г.-
академик Российской АН.
Иван Иванович Шмальгаузен
(1884-1963)
Известный советский биолог, теоретик
эволюционного учения.С1935г.- академик
АН СССР
Слайд 12Ароморфоз (от греч.«аро»- поднимать,
«морфа» – форма) – приспособительные
изменения общего значения,
повышающие
уровень организации и жизнеспособность
особей, популяций, видов.
Слайд 13Ароморфоз у животных
Выход животных на сушу стал возможен
благодаря изменению в
строении ске –
лета парных плавников некоторых рыб.
В результате сформировались пятипалые
конечности,
способные поддерживать тело
над землей.
Слайд 14Ароморфоз у растений
Важным ароморфозом растений
является появление цветка ( видо
–
измененного побега) у покрытосе –
менных растений.
Слайд 15Идиоадаптация (от греч. «идиом» -
особенность, «адаптация» - приспособление) – частные
приспособительные
изменения, полезные в
данной среде обитания, возникающие без
изменения общего уровня
организации.
Слайд 16Идиоадаптация у животных
Примером идиоадаптации как неболь-
шого эволюционного изменения к част-
ным
условиям существования может
служить разнообразие клювов гавай -
ских цветочниц, питающихся
нектаром
различных покрытосеменных растений.
Слайд 17Идиоадаптация у растений
Одной из идиоадаптаций
у растений является при-
способление семян
к рас-
пространению ветром.
Слайд 18 Дегенерация (вырождение) –
эволюционные изменения, которые ведут
к упрощению
организации, к утрате ряда
систем и органов.
Слайд 19У плоских паразитических червей – паразитов человека – нет кишечника,
слабо
развита нервная система, почти отсутствует способность к само-
стоятельному движению. Но
одновременно у паразитических червей по-
являются присоски, крючки, при помощи которых они держатся на стен-
ках кишечника своего хозяина. Они имеют сильно развитые органы раз-
множения и отличаются огромной плодовитостью.
Слайд 20Повилика (Cuscuta L.)
Это вьющееся растение
- паразит
не имеет листьев ( они редуцированы
до мелких чешуек), корней.
На стебле
повилики образуются присоски (гаусто-
рии), через которые из растения - хо-
зяина повилика добывает питатель-
ные вещества.
Слайд 22Направления эволюции
органического мира.
Слайд 23Биологический прогресс характеризуется:
1.Увеличением численности особей
2.Расширением ареала
3.Интенсивными процессами видообразования
Изменение ареала ондатры
после ее акклиматизации в Европе.
Слайд 24Биологический регресс характеризуется:
1.Уменьшением численности
2.Сужением ареала
3.Уменьшением числа видов, популяций
Гигантский торфяной олень
Ленивец
Слайд 26Тип эволюционных
изменений ?
Среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от
друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие
изменения - ласты
Параллелизм
Слайд 27Основа образования новых систе –
матических групп:
а) конвергенция
б) параллелизм
в)дивергенция
Слайд 28Лопатообразные конечности медведки
и крота - это результат:
А) дивергенции
В) параллелизма
Б)
конвергенция
Слайд 29Плавник дельфина и крыло беркута-
пример аналогичных или гомологич-
ных органов?
Слайд 30Какие органы называются
аналогичными?
Слайд 31Появление в процессе эволюции четырехкамерного
сердца млекопитающих является примером
ароморфоза или идиоадаптации?
Слайд 32Дайте определения типам эволюционных
изменений: идиоадаптации и дегенерации.
Слайд 33Направления эволюции
органического мира
Биологический прогресс
ароморфоз
дегенерация
идиоадаптация
Абиотические и
биотические
факторы
Антропогенные
факторы
Биологический регресс
Слайд 34Были использованы:
1.Учебное электронное издание «Экология»,
Московский Государственный институт электроники и математики,
2004г.
2. 1С: Школа, Экология, 10-11кл., под редакцией А.К. Аклебинина,
В.И.
Сивоглазова
3.Лабораторная практика. Биология 6-11кл. Республиканский мультимедиа
центр, 2004г.
4. БЭНП, биология 6-11кл., Министерство образования РФ, ГУРЦ ЭМТО
«Кирилл и Мифодий», 2003г.
5. Д.К. Беляев, А.О. Рувинский, Общая биология для 10-11кл., Москва,
«Просвещение», 1991
6.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Общая биология, 10-11кл.
ДРОФА, Москва-2005
7.Уроки общей биологии: Пособие для учителя/ В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко,
З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин – М: Просвещение, 1986