Слайд 1Биология 6 «Б» класс
Тема урока : Отдел Голосеменные.
Хвойные
и их значение.
Цель урока:- Коррекционно-образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения, с происхождением голосеменных, их отличием от споровых, использованием в народном хозяйстве.
- Коррекционно-развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, работать самостоятельно, логическое мышление.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать ответственность, трудолюбие, любовь к окружающему миру, бережное и рациональное отношение к природе, навыки самоконтроля.
Слайд 2Вид урока: комбинированный
Тип урока: усвоение нового материала
Ход урока: І. Организационный
момент.
1. Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей
на мотивационную и плодотворную деятельность
2. Деление учеников на группы: (2 группы) «Елки» и «Сосны»
3. Обьяснение заполнения листов самооценки. (балл и критерии балла)
Слайд 3
Оценочный лист
Критерий оценивания .Итоги урока:
50 – 44 баллов оценка
5;
43 – 36 баллов оценка 4;
35– 15 баллов оценка 3.
Слайд 4ІІ. Актуализация пройденного материала.
Тестовые задания на тему : «Папоротникообразные».
1
группа.
1. К папоротникообразным не относится:
А) хвощ
Б) плаун
В) сфагнум
2.Какие признаки характерны для папоротников?:
А) наличие слоевища, ризоидов
Б) наличие стебля, листьев
В) наличие листьев, корня.
3.У взрослого растения папоротника образуются:
А) споры
Б) яйцеклетки
В) сперматозоиды
4.Вода необходима папоротникам для:
А) передвижения
Б) размножения
В) дыхания
5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:
А) взрослое растение – заросток – споры - проросток
Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток
В) заросток – споры – взрослое растение – проросток
*
Слайд 5Актуализация пройденного материала.
Тестовые задания на тему : «Папоротникообразные».
2 группа.
1. К папоротникообразным относится:
А) кукушкин лён
Б) плаун
В) риччия
2.Вайями называют:
А) корневища папоротников
Б) побеги папоротников
В) рассечённые листья папоротников
3.Что развивается у папоротников в спорангиях:
А) семена
Б) пыльца
В) споры
4.В каких условиях растут папоротникообразные?
А) где холодно и влажно
Б) где сухо и солнечно
В) во влажных и тенистых местах
5.Древние папоротники образуют залежи:
А) гранита
Б) каменного угля
В) торфа
*
Слайд 6Ответы
1 группа.
2 группа
1. В 1. Б
В 2. В
А 3. В
Б 4. Б
В 5. В
*
Слайд 7
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая,
как еж,
Зимою в платье летнем.
А почему она не такая
как остальные
деревья?
Слайд 8
Отдел Голосеменные.
Хвойные и их значение.
Слайд 9ГОЛОСЕМЕННЫЕ - это растения, которые не имеют цветков и плодов,
но размножаются семенами.
Семена этих растений лежат открыто «голо» отсюда пошло
и название.
В настоящее время голосеменных растений насчитывается около 720 видов.
Кипарис болотный
Слайд 10МНОГООБРАЗИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ
Саговники - это наиболее древние голосеменные, которые преобладали в
мезозойскую эру. Внешне очень похож на пальму.
Слайд 11Сердцевина этих растений съедобна.
В Японии из нее делают крупу
- саго.
В Африке саговники называют хлебным деревом.
Саговник
самое медленно растущее дерево, за 100 лет вырастает на 10 см.
Слайд 12Гинкго - живой реликт.
Появился на Земле 300 млн. лет назад
и вымер одновременно с динозаврами. Сохранился только один вид, который
случайно голландцы обнаружили в Японии.
Слайд 14В переводе с японского гинкго - серебрянный абрикос.
Его семена ценятся
как лечебное средство и дорогой деликотес
Слайд 15Вельвичия удивительная – растет в пустынях, где годами не выпадает
ни капли дождя. Ствол короткий и толстый похож на пень.
Листьев всего два, они никогда не опадают и растут всю жизнь. Жизнь у нее долгая до 1000 лет
Слайд 16ХВОЙНЫЕ
Сосновые
Верхний ряд, слева направо: сосна обыкновенная, сосна чёрная, тсуга
канадская, кедр ливанский.
Нижний ряд, слева направо: лиственница, пихта одноцветная,
ель обыкновенная, ель колючая голубая
Слайд 17СОСНА (350 – 400 ЛЕТ)
Окраска коры - красно-бурая
Светолюбивая
Нетребовательна
к почве (может расти на песке, скалах и болотах)
Хвоинки
длинные, узкие, соединены по две.
Корневая система разная и хорошо развита.
Слайд 18ЕЛЬ (250 – 300 ЛЕТ)
Окраска коры – темно-коричневая.
Теневыносливое
растение.
Произрастает на плодородной и хорошо увлажненной почве.
Хвоинки короткие,
острые расположены поодиночке на побегах (живут 7-9 лет).
Корневая система менее развита, боковые корни располагаются в поверхностном слое.
Слайд 19Хвоя снаружи покрыта плотной кожицей, в которой немного устьиц, поэтому
испаряют мало воды и легко переносят засуху.
В коре и древесине
есть смоляные ходы - межклеточные пространства, заполненные эфирным маслом и смолой. Смола защищает растения от проникновения микроорганизмов и насекомых. Поэтому они живут долго.
Слайд 20РАЗМНОЖЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ
Размножение голосеменных происходит с помощью семян, но в отличие
от цветковых их семена образуются не внутри плода, а в
своеобразных органах - шишках, которые образуются на молодых побегах.
Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны.
Сосна - это однодомное растение.
Слайд 21ШИШКИ
ЖЕНСКИЕ
Красноватые, более крупные, округлые, располагаются на верхушках молодых побегов.
На оси
шишки расположены чешуйки, с внутренней стороны которых находятся попарно семяпочки.
МУЖСКИЕ
Зеленовато-желтые,
вид колосков, располагаются у основания молодых побегов.
На чешуйках развивается по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца.
Слайд 22Опыление происходит в конце мая- начале июня при помощи ветра.
Пыльца попадает на семенные чешуйки и они склеиваются смолой. От
опыления до оплодотворения проходит 1 год. Семена созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. Семена имеют пленчатые крылышки, благодаря которым они распространяются ветром.
Слайд 23ЗНАЧЕНИЕ СОСНЫ
Сосна выделяет летучие вещества- фитонциды, которые убивают микробов, поэтому
воздух в сосновом лесу стерилен
Слайд 24ЗНАЧЕНИЕ ЕЛИ
Древесина ели - главное сырье для производства бумаги.
Еловая хвоя в шесть раз богаче витамином С, чем лимон.
Из ели делали свои скрипки Страдивари и Амати.
Слайд 25КЕДРОВАЯ СИБИРСКАЯ СОСНА
Это дерево часто зовут сибирским кедром, хотя прямого
отношения к настоящим кедрам не имеет. Называют ее кедром за
красоту, долголетие (800 – 850 лет), большие размеры (до 45 м в высоту).
Слайд 26Семена кедровой сибирской сосны - это «кедровые орешки». Они вкусные
и очень полезные, созревают более двух лет (27 месяцев). В
урожайные годы можно с 1 га собрать до двух тонн семян.
Кедровая древесина хороший материал для музыкальных инструментов.
В сундуках и шкафах, сделанных из кедровой древесины на заводится моль, а в кедровой посуде долго не скисает молоко.
Слайд 27КЕДР
Это одни из самых древних деревьев. Ныне в природе
сохранилось лишь 4 вида кедров: ливанский, гималайский, атласский, кипрский.
Это мощные,
высокие (40 м) деревья, гордость и украшение тех стран, где они растут. Поэтому ливанский кедр стал национальным символом это страны и изображен на флаге Ливана.
Из кедровой древесины сделаны саркофаги египетских фараонов
Кедр ливанский
Слайд 28ЛИСТВЕННИЦА
Это самое распространенное дерево в российских лесах. Она занимает 38
% их площадей.
Слайд 29КИПАРИСОВЫЕ
Слева направо:
кипарис вечнозелёный, туя западная, биота, можжевельник казацкий
Кавказе существует легенда о девушке по имени Кипарис, проводившей жениха
в дальнее плавание и каждый вечер ожидавшей его на берегу. Но жених все не возвращался, и тогда девушка превратилась в «вечно ждущий» стройный кипарис, от которого произошли все остальные кипарисы.
Слайд 31Аллеи из кипарисов украшают многие южные города.
В одном итальянском
городе даже принят закон о том, что каждый желающий построить
дом должен посадить кипарис
Есть примеры совершенно противоположного отношения к кипарису со стороны человека.
В 50-х гг. XX в СССР стали в массовом порядке вырубать кипарис и уничтожили
75 тыс. взрослых деревьев.
Причина: это дерево обвинили в «распространении туберкулеза»
Слайд 32МОЖЖЕВЕЛЬНИК
Высота растения 10 – 12 м, хотя высота некоторых экземпляров
достигает 17 метров. Они могут жить до 600 лет и
при этом очень медленно растут.
Вера в охраняющую силу можжевельника была очень сильна, так что клубы его пахучего дыма направляли вслед уходящим врагам (чтобы больше не возвращались).
Слайд 33Обильные урожаи шишкоягод бывают раз в 3 – 4 года.
Настои из них используются для повышения аппетита и служат приправой.
Можжевельник
выделяет в 6 раз больше ароматных веществ, убивающих бактерии, чем сосна. В местах его произрастания воздух чистый и здоровый.
Слайд 34ТИССОВЫЕ
Слева направо:
тиссовые (тисс ягодный), араукариевые (араукария узколистная, агатис), головчатотиссовые
(тиссовник Форчуна)
Слайд 35ТИСС
Древесина у тисса необыкновенная. В народе это растение зовут «негниючкой».
Ни на воздухе, ни в воде тиссовая древесина не гниет,
сохраняется веками. Поэтому ее использовали для строительства плотин, водяных мельниц, кораблей. Ее прочность заставляет вспомнить железо. Из нее делали гвозди, стрелы, копья, даже пушечные ядра.
Слайд 36СЕКВОЙЯ
Самое гигантское растение, населяющее нашу планету.
Свое название секвойи получили в
честь индейского вождя Секвойи из племени чероки, создавшего в начале
XIX в. алфавит для своего народа.
А мамонтовым деревом один из видов секвой зовут за сходство кривых сучьев с бивнями мамонта.
Слайд 37ЗНАЧЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Образуют органические вещества и выделяют кислород.
Хвойные леса
задерживают таяние снега и обогащают почву влагой.
Сосна выделяет летучие вещества,
обладающие антибактериальным действием.
Ценный строительный и поделочный материал (древесина секвойи – красное дерево).
Древесина ели – сырье для изготовления бумаги.
Из хвойных получают скипидар, лаки, спирт, пластмассу.
Из семян сибирской сосны получают масло.
Многие хвойные используются как декоративные растения.
Слайд 38ІҮ.Физминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. ( подняли
все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
( встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).
Слайд 39Ү. Биологическая задача
Задача для 1 группа
Леснику предложили выбрать себе участок
для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать:
в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?
Задача для 2 группа
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?
Слайд 40
ҮІ.Комплексные задания
Задание. Найти лишнее растение. Проверяется и оценивается.
1)
ламинария, ульва, сосна;
2) плаун, секвойя, хвощ;
3) пихта, папоротник, плаун;
4) хламидомонада, хлорелла, лиственница.
Слайд 41
2. Тестовые задания
1. По каким признакам можно узнать голосеменные
растения?
А) имеют плоды и семена
Б) половые клетки созревают в
шишке
В) питаются, дышат, растут, размножаются
Г) оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды
2. Шишка хвойных – это :
А) плод
Б) орган размножения, видоизменённый побег
В) семязачаток
Г) зародыш
3. Семенами размножается:
А) хвощ полевой
Б) плаун булавовидный
В) папоротник орляк
Г) лиственница сибирская
4. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу
А) моховидных
Б) хвощевидных
В) голосеменных
Г) покрытосеменных
5. Семена голосеменных растений, в отличие от цветковых,
А) содержат зародыш с запасом питательных веществ
Б) образуются в плодах
В) не имеют семенной кожуры
Г) развиваются на чешуйках шишек
Слайд 42Правильные ответы
1. б
2. б
3. г
4. в
5. г
Слайд 44
ҮІІ. Индивидуальная работа.
Основные свойства
хвойных растений.
1 сообщение. Эфирные масла
2
сообщение. Фитонциды.
Слайд 45ПИХТОВОЕ МАСЛО
ЗУБНАЯ ПАСТА ГИРРУСДЕНТ
ТАЕЖНАЯ СМОЛКА
ЖВАЧКА
ХВОЙНЫЙ ЭКСТРАКТ
ХВОЙНОЕ МЫЛО
БАЛЬЗАМ И
ИНГАЛЯТОР
Слайд 46Янтарные бусы
Одеколоны ШИПР
Носовые капли , гели.
Масло туи
Слайд 47ҮІІІ. Закрепление знаний.
Какие утверждения верны?
Слайд 48ІХ. Рефлексия.
Активность на уроке
Я был(а) активным учеником на уроке,
мне было все понятно и интересно
Мне что - то мешало
быть активным учеником, но мне было все интересно и понятно
Мне что – то мешало быть активным, мне все было непонятно и неинтересно
Слайд 49Х. Оценивание знании учащихся. (листы оценок)
ХІ. Д/З: повторение главы :
Голосеменные растения.