Слайд 1Здоровьесберегающие
технологии на уроках биологии
Учитель биологии
МОБУ Верхнесуянская ООШ
Курбанова Г.Г.
Слайд 2«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский.
Слайд 3
Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих документах:
Закон РФ «Об образовании»;
Национальная
доктрина образования в России;
Концепция модернизации российского образования;
Концепция непрерывного
образования;
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа» (п.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС)
Слайд 4
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и
воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
( Н.К. Смирнов)
Слайд 5Принципы здоровьесбергающих технологий:
Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение,
слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также
целей и задач урока;
Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;
Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Слайд 6Работоспособность в течение
рабочей недели 1-6 классы
Слайд 7Работоспособность в течение
рабочей недели 7-11 классы
Слайд 8Работоспособность в течение
учебного дня 1-6 классы
Слайд 9Работоспособность в течение
учебного дня 7-11 классы
Слайд 10Урок - главная форма образования в школе
Как сделать 40
(45) минут детской жизни насыщенными и интересными?
Как
привить интерес к учёбе, к предмету, стремление к самостоятельному получению знаний, к самосовершенствованию?
Как «научить ученика учиться»?
Слайд 11Критерии здоровьесбережения
и уровни гигиенической рациональности урока
Гигиенические условия в классе
(кабинете):
чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения
класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Слайд 12Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока
Слайд 13Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока
Средняя продолжи- тельность и
частота чередования видов деятельности
Слайд 14Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока
Слайд 15Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.
Наличие, место, содержание и
продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз,
массаж активных точек
Слайд 16Требования к проведению физкультминуток
Комплексы подбираются в зависимости от вида
урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие
снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Слайд 17Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока
Психологический климат
- Эмоциональный климат
на уроке;
- Эмоциональная мотивация в начале урока;
Создание ситуации успеха
(в ситуации трудной задачи «Не боюсь»);
Доброжелательное отношение , улыбка;
- Избегать конфликтов.
Слайд 18
“Не боюсь”
(В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы,
надо проводить это упражнение.
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я
никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках !
Слайд 19Темп и особенности окончания урока
Желательно, чтобы завершение урока было
спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать
задание на дом, попрощаться со школьниками.
Недопустима задержка в классе после звонка на перемену;
Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать:
состояние и вид учеников, выходящих с урока;
состояние учителя.
Слайд 20Виды физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения для кистей
рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Упражнения корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика .
Слайд 21ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Для успокоения, снятия физического и психического напряжения
на уроках проводятся дыхательные упражнения.
чередующееся носовое дыхание.
Упражнение проводится из положения
сидя.
Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание на 3.Затем, закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6.Вдыхайте правой ноздрёй и т.д
Слайд 22ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения для снятия напряжения и утомления на уроках при
использовании компьютера:
1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4,широко
раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и обратную сторону: вверх – влево –вниз –вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.Повторить 4-5 раз.
Слайд 23ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ
И БЛИЗОРУКОСТИ
1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем
открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2.Выполяется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
3.Выполяется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.(Тем, кто пользуется очками их не следует снимать).
4.Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить 3-4 раза.
Слайд 24ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Слайд 25Суть точечного массажа
В основе точечного массажа - механическое воздействие пальцем
на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь (через нервную систему)
с различными внутренними органами и функциональными системами. В зависимости от метода воздействия на точки можно усиливать артериальное кровообращение, регулировать питание тканей, деятельность желез внутренней секреции, повышать иммунитет организма.
Слайд 26Результат :
Снижение утомляемости
Повышение продуктивности, работоспособности
Меняется отношения
к предмету, что особенно важно в 5-6 классах
Учитель должен
не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.
Слайд 27Нетрадиционные уроки с использованием здоровьесберегающих технологий
Урок- исследование
Урок-соревнование;
Урок – ролевая игра;
Урок
– проект;
Урок творчества;
Урок – коммуникация;
Урок – путешествие;
Урок с имитацией публичных
форм общения;
Урок в традиционной форме внеклассной работы;
Урок- сюрприз;
Интегрированные уроки.
Слайд 28Урок-исследование
Урок- суд
Урок- спектакль
Слайд 29Урок- телепередача «Жить здорово!»
Урок-
Ученик в роли
учителя»
Урок- КВН
Слайд 32Здоровье – это не все,
Но все без здоровья - ничто.
Сократ