Слайд 1Тип Членистоногие
(Уроки РК по биологии 7 класс)
Многообразие ракообразных.
Паукообразные и их роль в природе
Слайд 2Цель
Высшие ракообразные – обитатели морских водоёмов
Клещи – переносчики эндемичных
заболеваний.
Слайд 3Классификация типа Членистоногие
Слайд 4Класс Ракообразные - Crustacea
Слайд 5Класс Ракообразные
РАКООБРАЗНЫЕ (Crustacea), класс членистоногих, к которому относятся, в частности,
крабы, речные раки, раки-отшельники, омары, креветки, мокрицы, водяные блохи и
карповые вши. Взрослые ракообразные так разнообразны по форме, что дать краткую характеристику, четко отличающую их от других групп животных, почти невозможно.
Несмотря на то что многие ракообразные знакомы лишь специалистам, эти животные относятся к одним из самых многочисленных на планете. Описано примерно 25 000 их видов. Поскольку большинство ракообразных – обитатели моря, за изобилие и разнообразие их иногда образно называют «морскими насекомыми», однако многие виды этого класса живут также в пресных водах и на суше. Их можно обнаружить почти во всех водоемах.
Слайд 6Циклопы – промежуточные хозяева паразитов человека.
Названы так датским учёным Мюллером
из-за наличия одного глаза, в честь одноглазого гиганта греческой мифологии
.
Пресноводные веслоногие ракообразные прибрежной полосы у водных растений. Большинство – хищники, но есть и растительноядные. Они нападают на мотылей или других, себе подобных, ракообразных. Охотно заглатывают и личинок паразитических ленточных червей.
Значение их велико: служат пищей многим рыбам и их молоди, но в о же время являются их конкурентами, поедая множество мелких придонных животных.
Не следует забывать и о заражении человека паразитическими червями, в первую очередь широким лентецом, (рыба съедает заражённого личинкой червя циклопа, а человек – рыбу).
Слайд 7Ветвистоусые ракообразные
Их часто называют водяным блохами- скачкообразно передвигаются в толще
воды пресных водоёмов. Их знают не только зоологи, но аквариумисты,
кормящие «сухим кормом» рыбок. Размеры от 2 до 5 мм.
Значение: являются весьма питательным кормом (50% - белка, 11% - жира) не только для молоди, но и крупных рыб. Например, дафнии, являются главной пищей нашему амурскому сазану (в кишечнике оказалось 8,5 тыс. дафний).
Питаясь бактериями (до 48 млн. в день) и сине-зелёными водорослями, они фильтруют и очищают от них стоячие водоёмы.
Слайд 8Мокрица – подтип жабродышащие ракообразные.
Живут на суше (в условиях повышенной
влажности), но по всем признакам близки к своим водным сородичам.
Способны улавливать разницу в относительной влажности воздуха порядка 1-2%.
Питаются растительной пищей, встречаются и хищники.
Активны ночью, живут 3-4 года.
Вредят растительности, в частности рисовым посевам.
Слайд 9Веслоногие ракообразные
Среда обитания – от лужи до океана. Размеры микроскопические
от
1 до 3 мм. Они массами поедаются рыбами, например,
сельдь иваси, питается исключительно веслоногими.
Имеет способность усваивать и концентрировать в теле кремний.
Среди них встречаются паразиты, например, на жабры щуки прикрепляются до 3 тыс. рачков.
Слайд 10Отряд Десятиногие (Dekapoda).
Широко известны: крабы, креветки, раки- отшельники, омары, лангусты
(последние два вида обитают у берегов Америки).В нашей стране их
промысел небольшой.
1- Омар и 2- Лангуст
Огромное значение для человека имеют крабы, омары и креветки, которых он непосредственно употребляет в пищу
1
2
Слайд 11Краб Камчатский – обитатель Охотского моря.
Перемещаются колониями вдоль
п-ова Камчатка
по 5-6 км в день. Гигантских размеров (расстояние между когтями
вытянутых в стороны средних ног гигантского японского краба достигает 3,6 м.
Слайд 12Раки-щелкуны
Это своеобразное строение клешней даёт возможность издавать звуки, напоминающие горение
хвороста. При этом возникают ультразвуковые колебания, выполняющие защитную функцию.
Слайд 13Усоногие ракообразные –
морские жёлуди и морские уточки.
Нередко покрывают днище
корабля сплошным слоем (в течении 7 месяцев плавания корабля 140
м длиной было снято 40 тон желудей)! На наших дальневосточных судах за год плавания нарастает до 10-12 кг на
1кв. м днища. Морские уточки(отличаются присутствием стебелька, на котором расположено защищённое известковыми пластинками тело рачка) селятся на скалах, и на коже китов и акул.
Слайд 14Класс Паукообразные Arachnoidea
Arachnoidea происходит от греч. arachne – паук. В
древнегреческой мифологии Арахной звали девушку, которая была настолько искусной ткачихой,
что, вызвав на состязание саму покровительницу этого ремесла богиню Афину, выткала лучшую, чем она, ткань. Раздосадованная богиня превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века.
Слайд 15
Класс паукообразных включает так же клещей, скорпионов, сенокосцев
Всего известно ок.
30 000 видов пауков
Слайд 16Вероятно, самая интересная особенность пауков – строительство из паутины ловчих
сетей. Формы их весьма разнообразны и часто очень красивы. Но
многие пауки вообще не строят сетей и просто охотятся на добычу из засады. Это свойственно представителям таких семейств, как пауки-волки
Слайд 17Сенокосцы – примитивные клещи
Их длинные ноги могут легко отрываться, а
их хозяин в это время успешно убегает. Распространены повсеместно, часто
встречаются в жилище человека. Питаются моллюсками, насекомыми, гниющими остатками животных и растений. Очень активны в поисках пищи.
Слайд 18Клещи – самостоятельный отряд класса паукообразные
Среди них много вредителей и
паразитов.
Но есть и полезные – хищники, поедающие других членистоногих –
вредителей культурных растений и почвенные, участвующие в почвообразовательном процессе, перерабатывая растительные остатки и поедая вредных насекомых
Яблоневый клещ, повреждает
листья яблони
Чесоточный клещ-
возбудитель чесотки
Мучной клещ –
повреждает семена
зерновых
Слайд 19Иксодовый (таёжный) клещ – Ixodes persulcatus - переносчик клещевого энцефалита.
Клещевой
энцефалит оказывает необратимое воздействие на нервную систему, приводя к потере
слуха и зрения, параличам, сильным приступам головной боли. Болезнь передаётся через укусы клещей. Существуют четыре активных очага распространения: восточно-европейский, приуральский, южно-сибирский, дальневосточный
Слайд 20Закрепление изученного
Разделите изображённые организмы на две группы: ракообразные и паукообразные
(проставьте номера).
2. Напишите номера животных, имеющих промысловое
значение.
Напишите номера животных, наносящих вред в хозяйстве человеку.
Напишите номера животных, которые могут нанести вред здоровью человека.
Ответы:1 --------------------
2 --------------------
3 --------------------
4 --------------------
1
2
3
4
5
6
7
9
11
8
10
Слайд 21Информационные источники
- В.В.Латюшин Биология. Животные, М. «Дрофа» 2000год
- Жизнь животных.
Беспозвоночные
2 том М. «Просвещение» 1968 год
- Энциклопедический словарь юного
натуралиста М. «Педагогика» 1981год.