Слайд 1
Тема урока - модуля
«Взаимоотношения между организмами»
Автор
:
Кирилина Татьяна Викторовна – учитель биологии МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа Белгородского района, Белгородской области»
Слайд 2 Каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие
и равновесие в экологической системе?
Учебный элемент – 0
Комплексная дидактическая цель:
Создать условия для повторения блока ранее изученной информации. Продолжить подготовку обучающихся к ЕГЭ по биологии в системе
Слайд 4Цели по содержанию
Образовательные: продолжить закрепление и углубление обучающихся по блоку
материала «Взаимоотношения между организмами»; расширить представления о типах и видах
взаимоотношений между организмами;
развивающие: развивать способности самостоятельно решать проблемные вопросы и углублять знания о взаимоотношениях между организмами;
воспитательные: умение работать самостоятельно и в коллективе (обучение в сотрудничестве, взаимопомощь, позитивный настрой на решение сложных заданий.
Слайд 5Тип урока:
обобщение ранее изученного материала
Методы обучения:
частично-поисковый, проблемный, репродуктивный, исследовательский
Приемы деятельности
учителя:
Учитель-консультант в деятельности ученика
Слайд 6Использование элементов образовательных технологий:
Технология модульного обучения.
Технология развития критического мышления.
Технология проблемного
обучения.
Технология обучения в сотрудничестве.
Технология тестового контроля.
Слайд 7План урока
1. Вспоминаем взаимоотношения между организмами.
2. Работа в парах по
оцениванию сообщений.
3. Сравниваем формы взаимоотношений между организмами.
4. Работа с кластерами.
5.
Творческое задание для группы экологов.
6. Анализ кластеров, таблицы по теме.
7. Заработай пятерку – выполнение теста.
8. Задай вопрос однокласснику, учителю: Что было сложно?
8. Контроль по уровню сложности. (Тест)
Слайд 8 Учебный элемент - 1
Частная дидактическая цель:
определить уровень знаний
о формах взаимоотношений
между
организмами
1. Выполните задание №1,2,3,4 листа контроля.
Задание №1. Работа в парах. Послушайте и оцените сообщения учащихся о позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами.
2. Укажите в листах контроля, что вы знаете, что узнали нового, что хотите узнать об отношениях между организмами.
Слайд 9 Учебный элемент -
2
Частная дидактическая цель:
сравнить формы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, выявить сходства
и различия.
Выполните задание № 2, № 3 и № 4 листа контроля.
мутуализм
симбиоз
комменсализм
Задание № 2. Расшифруйте ниже приведенные кластеры. Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений?
паразитизм
антибиоз
конкуренция
Слайд 12
кооперация мутуализм комменсализм
симбиоз
Взаимоотношения
между организмами нейтрализм
антибиоз
хищничество паразитизм конкуренция
Задание №3
Соотнесите по значению слова и их определения
1. Мутуализм 1. Особи одного вида используют
остатки пищи другого вида
2. Комменсализм 2. Особи одного вида
(нахлебничество) представляют убежище особям
другого вида, и это не приносит
хозяину ни вреда, ни пользы
3. Комменсализм 3. Совместное взаимовыгодное
(квартиранство) сосуществование особей двух
или более видов
Слайд 14
Задание № 4. Из перечня живых организмов составьте примеры взаимоотношений
различных форм и внесите в таблицу
в листе контроля
Цапля,
шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.
Слайд 15 Учебный элемент -3
Частная дидактическая цель:
расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ.
Задание.
Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами?
Слайд 16Виды связей между живыми организмами
Трофические – один вид
питается другим
Топические – изменение одним видом условий
обитания другого вида
Форические – один вид участвует в распространении
другого вида
Фабрические – один вид использует для своих
сооружений мертвые остатки или
даже живых особей другого вида
Слайд 17
Учебный элемент - 4
Частная дидактическая цель:
указать практическое использование
знаний о различных формах взаимоотношений между особями в медицине и
сельском хозяйстве.
Используя информацию дополнительной, справочной литературы и Интернет ресурсов, обменяйтесь мнениями друг с другом о значении знаний о способах взаимоотношений между организмами в медицине и сельском хозяйстве.
Выполните задание №5.
Слайд 18Учебный элемент - 5
Частная дидактическая цель:
отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами.
На
основании изученного материала сделайте вывод
об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами.
Слайд 19Задание № 5.
Определите типы взаимоотношений между организмами:
Тип взаимоотношений
Примеры
Конкуренция заяц – беляк - заяц – русак
бизон – мустанг
пшеница – бодяк полевой
Паразитизм человек – аскарида
наездник –трихограмма -
яйца капустной белянки
смородина – тля
Мутуализм береза – подберезовик
горох – клубеньковые
азотфиксирующие бактерии
Хищничество цапля – лягушка
росянка – муха
амеба –водные бактерии
муравьиный лев – муравей
Комменсализм лей – шакал
акула – рыба - лоцман
Слайд 20
Задание № 6. Выполните тест
Ключ к тесту
Уровень сложности А («4» балла) Уровень сложности Б(«5»баллов)
1. А 1. Б
2. Б 2. Б
3. В 3. А
4. А, Б, В 4. А, Б
5. В 5. А
Слайд 21
Учебный элемент – 6
определить уровень
усвоения знаний, умений, навыков по теме «Взаимоотношения между организмами».
Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:
Если вы набрали 28-30 баллов – оценка «5» - Молодец!
25-27 баллов - оценка «4»;
21-24 баллов – оценка «3».
Слайд 22Учебный элемент –7
Задание на дом
1.Повторить главу 17 ( 1 уровень
сложности)
2. Выполнить терминологическую работу на русском и английском языках, с.568-569
(2 уровень сложности)
3. Подготовить сообщения на тему «Биосфера и человек», используя информацию дополнительной литературы и Интернет-ресурсов ( 3 уровень сложности)
Слайд 23
Учебный элемент – 8
Рефлексия
Цель достигнута
Цель урока
Цель урока
достигнута не достигнута
частично
Слайд 24Библиография
Учебник биологии для 10-11 Кл. общеобразоват. Учеб. Заведений. В.Б. Захаров,
С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. 5-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Учебник
биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. / Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2005.
Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс.
Большая энциклопедия природы для детей. Шантеклер, Бельгия. 1991. Пер. с фр. М.: Гриф – фонд, Межкнига, 1994. Издатель А.Л.Дьяченко.
Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2007.
Научно-методический журнал «Биология в школе», 2004 №2.
Научно-методический журнал «Биология в школе», 2005 №5.
Научно-методический журнал «Биология в школе», 2006 №3.
Научно-методический журнал «Биология в школе», 2007 №4.