Слайд 1Детское исследование как метод обучения дошкольников в процессе ознакомления с
окружающим миром
Слайд 2Классификация методов обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер)
- объяснительно –
иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
-
частично – поисковый;
- исследовательский.
Слайд 3Реподуктивные методы
Объяснительно – иллюстративный (педагог сообщает готовую информацию разными средствами,
но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической
деятельности).
Репродуктивный (предполагает действия по предложенному образцу, что дает возможность сформировать умения и навыки путем упражнений).
Слайд 4Продуктивные методы
«Частично-поисковый» или «эвристический» метод в теории обучения принято
рассматривать как некий первичный этап, предваряющий использование «исследовательского» метода.
Слайд 5 Частично-поисковый метод предполагает решение таких сложных задач,
как выработка умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные
доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и строить планы их проверки. Один из вариантов использования частично-поискового метода -дробление большой задачи на комплекс более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует не только активизации имеющихся знаний, но и поиска новых.
Слайд 6 Исследовательский метод обучения - один из основных путей
познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
В основу его положен собственный исследовательский поиск ребенка, а не усвоение им готовых знаний, преподносимых педагогом. При этом центр тяжести в обучении переносится на факты действительности и их анализ, а безраздельно господствующее в традиционном обучении слово, отодвигается на второй план.
Основные составляющие метода — выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Слайд 7Дошкольный возраст – время, когда в ребёнке закладываются базовые способности
познания, общения и деятельности.
Главная цель исследовательского обучения - формирование у
ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Слайд 8Задача педагога – обеспечить каждому ребёнку развитие познавательных потребностей, которые
находят своё воплощение в форме поисковой, исследовательской деятельности.
Слайд 9Понятие «исследовательская активность» (настойчивость в поиске решения значимой для ребёнка
проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений) = понятиям:
«познавательная активность» (готовность к активному овладению знаниями, познавательными умениями и применению их для решения задач),
«исследовательское поведение» (свойственно ребёнку с момента его появления на свет, оно позволяет ему ориентироваться в мире и познавать окружающее),
«исследовательская деятельность»,
«исследовательская инициативность» (мотивационная готовность и интеллектуальные способности к познанию).
Все они направлены на познание окружающего мира.
Слайд 10Исследовательская активность дошкольника представляет собой единство трёх компонентов:
1. Эмоционально-мотивационный компонент
(связан с желанием ребёнка вести исследоват. поиск решения проблемы и
проявлением настойчивости в достижении цели).
2. Содержательный компонент (ребёнок имеет представления о возможных способах и средствах осуществления исследоват-го поиска решения проблем).
3. Операциональный компонент (ребёнок имеет опыт практического использования исследоват. умений, поисковых действий и комбинаторного перебора вариативных способов).
Слайд 11Исследование дошкольника включает следующие элементы:
• выделение и постановку проблемы (выбор
темы исследования);
• выработку гипотез;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
•
сбор материала;
• анализ и обобщение полученных данных;
• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).
Слайд 12Последовательность организации работы с детьми:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и
определить направление будущего исследования).
2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать
основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы и исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
Слайд 13Последовательность работы
6. Разработать методику проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации
(зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный
материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
Слайд 14Структура поисковой деятельности детей:
- принятие от взрослого или самостоятельное
выдвижение детьми познавательной задачи;
- анализ её условий с помощью
пед-га или самост-но;
- выдвижение предположений о причинах явления и способах решения познавательной задачи;
- отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;
- непосредственная проверка выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировка путей решения;
- анализ полученных фактов и формулирование выводов;
- формулирование задач и перспектив дальнейшего исследовательского поиска.
Слайд 15В процессе организации исследовательской деятельности необходимо развивать у дошкольников специальные
знания, умения и навыки:
видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать
гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Формирование данных способов умственной деятельности требует определённой работы.
Слайд 16Тренировочные занятия
С детьми необходимо провести предварительную работу
(2-3 фронтальных занятия) по знакомству с методикой организации исследовательского поиска.
Она описана А.И.Савенковым в пособии «Методика проведения учебных исследований в детском саду».
Слайд 17Правила сопровождения детского исследования:
1. Всегда подходите к проведению работы творчески.
2.
Учите действовать самостоятельно, избегайте прямых инструкций.
3. Не сдерживайте инициативы детей.
4.
Не делайте за них то, что они уже могут сделать сами, или могут научиться делать самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем;
в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.