Слайд 2У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со
взрослыми:
ситуативно-личностная,
ситуативно-деловая,
внеситуативно-познавательная
внеситуативно-личностная.
Развитие общения дошкольников со взрослыми
Слайд 3Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит
в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему
инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера.
Слайд 4Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического
взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. Дети переходят
от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурным действиям с предметами.
Слайд 5В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в
совместную с взрослым познавательную деятельность. Развитие любознательности, совершенствование способов ее
удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы. Ведущим становится познавательный мотив.
Слайд 6К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым
- внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в
полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества.
Слайд 7 Три формы общения со
сверстниками:
1.К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками -
эмоционально-практическая.
Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.
Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. Для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.
Слайд 8В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается
ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие
виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.
Слайд 9Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у старших дошкольников, в основном четко
намечается тенденция к ее развитию.
Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед
необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения - речь.