Слайд 1Групповая работа на уроках математики в начальной школе
Подготовила учитель начальных
классов:
Мухамбедьярова М.А
Слайд 2Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько
с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи
его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.
Дистервег А.
Слайд 3Актуальность
возрастает глубина понимания учебного материала
возрастает познавательная активность
меняется характер
взаимоотношений между детьми
приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, ответственность,
такт, умение вести себя с учетом позиций других людей
творческая самостоятельность учащихся
растет самокритичность
сплоченность класса резко возрастает
Слайд 4Цель
Разработка способов групповой работы младших школьников на уроке.
Ученик должен иметь
не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать
собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.
Дать каждому ребенку:
- взаимообогащение,
- воспитание коммуникативной культуры учащихся,
- воспитание культурных навыков ведения дискуссий, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей
- приобретения навыков, необходимых для жизни в обществе, ответственность, такт.
– эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
– возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
– опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия.
Слайд 5Задачи.
Выделить наиболее важные и эффективные приемы подготовки и организации
групповой работы.
Познакомиться с опытом других учителей по групповой форме
работы, систематизировать свой собственный опыт.
Изучить научно-методическую литературу по внедрению групповой работы в учебный процесс.
Слайд 6Гипотеза
Если учитель будет чётко ставить перед собой конкретные цели и
задачи на каждом уроке при использовании групповой работы, то у
учащихся возрастёт глубина изучаемого материала, ребёнок станет самокритичен к себе, возрастёт познавательная и творческая самостоятельность учащихся, сплоченность класса, изменится характер взаимоотношений между детьми, учащиеся будут согласовывать свои действия, ,научатся делать выводы по предметному содержанию.
Слайд 7Теоретический обзор темы.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации
учебного сотрудничества детей.
По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это “организованное взаимодействие
двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению.”
Современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Слайд 8Диалог
Повышает мотивацию обучения
Способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в
обучении
индивидуальный подход к каждому ученику
способствует принятию творческих решений
Слайд 9Функции учащихся при работе в группе
информационные
(частично) оценивающие
контролирующие
организационные
Слайд 10
Правила работы в группах
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя
или ученика);
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
не спорить зря, а
доказывать, объяснять;
стараться понять друг друга;
возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Вова, ты не сказал, что …”.
Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
Не бойся высказывать своё мнение.
Думай сам, а не рассчитывай на других.
Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
Слайд 11Чего не стоит делать при организации групповой работы.
· Нельзя требовать абсолютной
тишины, так как дети должны обмениваться мнениями. В классе существует
условный сигнал (колокольчик);
· Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически;
· Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения.
Слайд 12Преимущества групповой формы учебной работы
1. Не все ученики готовы задавать
вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный
материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
3. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
7.Дает ученикам опыт разнообразного общения.
8.создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества.
9. без постоянного надзора со стороны учителя ученики высказываются свободнее.
Слайд 13
Отрицательные стороны работы группами
- некоторые дети отмалчиваются, теряются;
-
необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель;
-трудно следить одновременно за
работой всех групп;
- объективность оценки за работу иногда нарушается.
Слайд 17Результативность
Учитель - ученик
Применение групповой формы работы
Успеваемость – 100%
Качество знаний –2013-2014г
80%
Развитие творческого потенциала личности
Внутренние источники мотивации
Сильная обратная связь
Высокий уровень самостоятельности
Слайд 18Вывод
групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;
улучшается успеваемость;
формируется мотивация учения и обучения;
научить можно каждого;
соблюдается дифференцированный
подход;
появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;
порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища;
реализуется принцип деятельности;
достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
работа в группе помогает ребенку проявить себя,
укрепляется дружба,
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в коллективе
учащиеся усваивают больший объем материала;
обеспечивается единство воспитания и обучения;
между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
минимальный объем домашнего задания;
упрощается процедура проверки работ
Слайд 19
Заключение
Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления,
пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично
рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.
Слайд 20Эпилог
Технологии не заменят учителя, но учителя, которые используют технологии, могут
заменить тех, кто этого не делает.
Рей Клиффорд