Слайд 1
Минина Леся Петровна - учитель начальных классов
ГКУ «Средняя
школа № 2» г.Атбасар
Доклад "Инновационные подходы в развитии функциональной грамотности
учащихся в начальной школе в условиях
12 – летнего образования"
Слайд 2«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам
максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес
к самостоятельному поиску
знаний, научить добывать
знания и пользоваться ими».
Константин Кушнер
Слайд 3 Учащиеся удерживают в памяти:
Слайд 4Основные факторы, подтверждающие необходимость перехода на 12 летнее обучение:
• Изменение
парадигмы образования;
• Повышение качество знании;
• Сохранение здоровья детей;
• Социализация учащихся,
снижения социальной напряженности;
• Признание отечественных аттестатов за рубежом.
Слайд 5Структура модели 12-летнего среднего образования
Республики Казахстан.
Предполагается, что школа будет
состоять из 3-х ступеней:
1 ступень начальное общее образование (1-
4 классы)
Возраст начала обучения – 6 лет
Продолжительность обучения – 4 года
Слайд 62-я ступень основное среднее образование (5 -10 классы)
Продолжительность обучения
– 6 лет
3-я ступень общее среднее образование (11-12 классы)
Продолжительность обучения - 2 года
Слайд 7Функциональная грамотность
- это способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения,
а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения
и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Слайд 9Личностно-ориентированный подход
обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода
к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной
самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.
Слайд 10Системно-деятельностный подход
заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение
его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания
в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания.
Слайд 12Использование здоровьесберегающих технологий (ЗОТ) на уроках в начальной школе.
Цель здоровьесберегающих
технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 14 Арт-технологии и игровые технологии
позволяют более активно включать учащихся в
учебно-воспитательный процесс, так как для школьников 1 ступени основной формой
деятельности остается игровая деятельность. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации.
Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
Слайд 16Технология тестового контроля.
Тестовый контроль - это оперативная проверка качества
усвоения, не медленное исправление ошибок и восполнение пробелов
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
С ВЫБОРОМ ОТВЕТА;
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ;
ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА;
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ;
ЗАДАНИЯ СВОБОДНОЙ ФОРМЫ;
Слайд 17Технология УДЕ (Эрдниева).
В научной литературе эту технологию называют «живой
родник мышления и творчества».
Цель технологии – создание действенных и
эффективных условий для развития познавательных способностей учащихся, их интелекта и творческого начала, расширение кругозора.
Слайд 18Технология развитие критического мышления.
Слайд 19Некоторые приёмы стадии «Вызов»:
« Кластер», « Корзина идей»,
«Денотатный граф»,
« Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
Слайд 20Приём «Кластер»
Познание мира. 4 класс, «Природные зоны. Лес»
Слайд 22
Приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица
«Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез»,
«Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы.
Слайд 23Литературное чтение, А.Чехов «Ванька». Приём таблица «ЗХУ»
Слайд 24
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
Познание мира. 4 класс, «Полезные ископаемые»
Используется метод
«Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После
обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Слайд 25Познание мира, 3класс, «Нервная система человека».
Прием РАФТ:
Учитель: Определим четыре параметра
будущего текста.
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория
(кому вы будете писать – жителям планеты Венера)
Ф - форма – рассказ
Т – тема «Нервная система человека»
Учитель предлагает ученикам:
- Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
Слайд 27 Проектная деятельность и научно – исследовательская работа.
Реализует принцип
сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллектив и индивидуальное в
педагогическом процессе. Является технологией, которая обеспечивает личностный рост ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести учащегося по ступенькам роста от проекта к проекту.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Слайд 29Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;
проводить уроки на
высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета, электронные учебники,
обучающие программы);
повысить объём выполняемой работы на уроке;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Слайд 31Учить ребёнка радостно, без принуждения – возможно!