Слайд 1Исследование
межличностных отношений в классном коллективе
(Социометрия)
«А ведь
социометрия – единственный истинно научный метод в нашей науке»
Социолог -проф.
В.В. Щербина
Жукова Ж.В.,
учитель начальных классов
БОУ г.Омска «СОШ №109 с УИОП»
Слайд 2«Классическая социометрия»
Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе.
Основоположником социометрии
считается известный американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено. Еще в
30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе.
Этапы исследования:
Опрос
Анализ данных
Заполнение социометрической матрицы
Слайд 3Задачи:
обнаружение внутригрупповых сплоченных образований
Цель - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных
симпатий между членами группы и решения следующих задач
Возраст - обследованию
может подвергаться
любая группа лиц любого возраста, начиная от
дошкольного, имеющая
некоторый опыт взаимодействия и общения.
измерение степени сплоченности – разобщенности в группе
выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатий – антипатий (популярные, предпочитаемые и т.д.)
Социометрический тест
Слайд 4Бланк соц.опроса
1.Если ты не знаешь, что тебе задано на дом,
к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением
домашнего задания?
2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.
Слайд 5Результаты социометрического исследования
Выделяют следующие типы социометрического статуса:
— “Популярные” – дети, получившие
в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных
выборов.
— “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя
“ популярного” ).
— “Оттеснённые” - дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
— “Изолированные” – дети, не получившие
ни положительных, ни отрицательных выборов
(то есть остаются незамеченными
своими сверстниками).
Слайд 6Комплексный анализ
данных
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить
среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:
ССПВ = общая сумма положительных выборов
количество детей в группе
ССПВ 2А кл. = 78 положительных выборов = 3 б.
26 чел.
Слайд 7Результаты социометрической методики
пункта 1 во 2А классе
Если ты не знаешь,
что тебе задано на дом, к кому из ребят класса
ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?
— “Популярные” (дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов, т.е. 6 в.) -2 чел.
— “Предпочитаемые” (дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора, т.е. от 3 в.до 5 в.) – 9 чел.
— “Оттеснённые” ( дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора, т.е. менее 3 в.) – 15 чел.
— “Изолированные” – дети, не получившие выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками) – 1 чел.
Слайд 8Результаты социометрической методики
пункта 2 во 2А классе
Если ты занимаешься в
кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят
класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
— “Популярные” (получившие 6 выборов) -3 чел.
— “Предпочитаемые” (получившие 3 - 5 выборов) – 14 чел.
— “Оттеснённые” (получившие менее 3 выборов) – 6 чел.
— “Изолированные” (0 в.) – 4 чел.
Слайд 9Результаты социометрической методики
пункта 3 во 2А классе
Представь себе, что у
тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс.
Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.
— “Популярные” (получившие 6 выборов) -3 чел.
— “Предпочитаемые” (получившие 3 - 5 выборов) – 11 чел.
— “Оттеснённые” (получившие менее 3 выборов) – 10 чел.
— “Изолированные” (0 в.) – 3 чел.
Слайд 10Социометрическая методика «Подарки»
- Пофантазируйте и подумайте над тем, какие подарки
можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к празднику.
Диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе.
1) Кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке?
Эти ребята значимы для данного ребёнка.
2) Все ли ребята класса попадают в список?
Какие чувства ребёнок испытывает при распределении праздничных подарков?
Слайд 11Результаты социометрической методики «Подарки» во 2А классе
ССПВ 2А кл. = 177 выборов = 6,5
27 чел.
— “Популярные” (получившие 13 выборов) -2 чел.
— “Предпочитаемые” (получившие 6 – 12 выборов) – 15 чел.
— “Оттеснённые “ (получившие менее 6 выборов) – 9 чел.
— “Изолированные” (0 в.) – 1 чел.
Нередко понятие социометрической “звезды” (“популярного“) смешивается с понятием “лидера“.
“Популярность“ или “звездность” – показатели эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей.
Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или даёт конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель влияния на сверстников. Поэтому “лидером“ и “звездой” могут быть разные дети (им нужны различные качества личности). Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.
Именно СЕМЬЯ даёт или, наоборот, не даёт возможность ребёнку
развить свои лучшие навыки и быть успешным в дальнейшей жизни.
И именно она первоначально должна обеспечить определенный уровень развития, в том числе и интеллектуального, а также привить навыки общения.
Лишь в семье могут вовремя
заметить и помочь ребёнку
которые у него возникли в коллективе,
обратившись к классному
руководителю, и , возможно,
к психологу.
Слайд 14Симптомы, по которым можно определить наличие конфликта у ребёнка со
сверстниками:
-С каждым днём ребёнок неохотнее идёт в школу и рад любой возможности избежать этого похода, хотя раньше он с удовольствием учился ( то же самое характерно и для дворовых конфликтов).
-Ребёнка можно увидеть плачущим
без причины, хотя ранее этого не наблюдалось.
-Он не говорит об одноклассниках и своих уличных
друзьях.
-Возвращается после школы или прогулок во дворе подавленным и мало говорит о своих приключениях за стенами дома.
-Не знает, у кого можно узнать уроки, или вообще отказывается с кем-либо общаться.
-У ребёнка отсутствуют друзья, никто не приглашает его в гости, и он никого не хочет звать к себе домой.
Слайд 15Рекомендации по результатам социометрии:
1. В первую очередь нужно наладить
контакт со своим ребёнком. Дети должны делиться своими переживаниями, в
том числе и плохими.
2. Стараться помогать ребёнку преодолевать
аффективность (вспыльчивость,
драчливость, обидчивость), которая
часто является причиной и, конечно,
следствием психологической изоляции.
3. Рекомендуется вырабатывать у ребёнка уверенность в себе, отсутствие которой делает его слишком застенчивым.
Как? Помогать ребёнку определить сферу его интересов.
Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, он приобретает уверенность. А это основа лидерства!
— “
Слайд 16Рекомендации по результатам социометрии:
4. Необходимо помогать достигнуть успеха в
той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребёнка (преодоление
неуспеваемости и т.д.)
5. Влиять на речевое поведение ребёнка.
Речь выполняет коммуникативную функцию . Так называемый страх речи по существу является страхом перед партнером общения, который, с точки зрения ребёнка, может отвергнуть его из-за имеющегося дефекта.
6. Давайте возможность общаться
с одноклассниками и приятелями
во дворе дома и вне его.
Слайд 17Выводы о благополучии взаимоотношений классного коллектива:
Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется
в том случае, если в группе больше детей с первой
и второй статусной категорией.
Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково.
Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц со статусом (“оттеснённые”, “изолированные”).
Слайд 18Выводы о благополучии взаимоотношений коллектива 2 А:
Слайд 19Выводы о благополучии взаимоотношений коллектива 2 А:
Опираясь на данные социометрии, можно определить, что в
настоящее время для класса характерен высокий уровень благополучия взаимоотношений, так как в коллективе определено
больше детей с первой и второй статусной категорией.
Также прослеживается наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга (взаимный выбор). Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-х членов.
Слайд 20Простые истины
-Допускается право каждого (в том числе и взрослого)
на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.
-Ошибка исправляется и,
исправленная, забывается.
-Оплошность прощается.
-В классе нет «хороших» и «плохих» детей.
-Все проходят через неудачи и удачи, успех и неуспех - такова закономерность жизни. И в жизни ребёнка тоже.
-Дети учатся тому, что видят в своей жизни. Поведение родителей определяет поведение детей.
-Зачастую проблемы – в поведении наших детей,
их трудности – в нас самих.
.
Слайд 21ПРИТЧА
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100
человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
.
Слайд 22ПРИТЧА
Удивился владыка. Решил узнать, как жители села
добились такого лада, пришел к главе семьи:
-Расскажи, как ты добиваешься
такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
«любовь, прощение, терпение». И в конце листа: сто раз «любовь», сто раз «прощени»е, сто раз «терпение». Прочёл владыка и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.