Слайд 1Тема урока : Местоимение
Цели урока : 1. Активизировать
знание по
теме « Местоимение» .
2. Формировать умения нахождения
местоимений в тексте
и определить
разряды местоимений .
3.Воспитывать любовь к Родине – РК и
уважительное отношение к русскому языку.
Слайд 2Методы : словесный , наглядный ,
практический, интерактивный .
Тип
урока : урок - повторение .
Формы работы : групповая работа,
частично – поисковый , критическое
мышление , оценивание .
Ресурсы : интерактивная доска
Слайд 31 Сақ сөзінің мағынасы
2. Сақ топтары
Кестені дұрыс толтыру
Сақ парадайа
Сақ тиграхауда
Сақ хаумаварга
Сақтар
Дайлар,
массагеттер,
исседондар
Сақ парадайа
Сақ тиграхауда
Сақ хаумаварга
Эпиграф урока :
Давайте , дети , учиться начнём
И знания светлые нити навек
Свою благородную память вплетем !
Ы . Алтынсарин .
Слайд 4Позитивный настрой
Что такое позитив ?
Это хорошая улыбка .
Это лёгкость
.
Это мечта для счастливой жизни
Это желание делать доброе близкому
.
Это огромное сердце в груди .
Это солнце , море , вселенная .!
Слайд 5Деление на группы
Ребята , перед вами на столах лежат разноцветные
стикеры . Посмотрите на них внимательно и выберите один из
них , которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас .
Слайд 6Какое правило напомним друг
другу ?
Уважаю себя – уважаю других
.
Мнение группы – правильное .
Слайд 7
Заповеди урока :
* Говори к месту .
* Знай меру
.
* Не поддавайся зависти , корысти .
*Бери убеждением , а
не силой .
* Язык твой пусть не обгоняет твоего ума .
** Что возмущает тебя в ближнем , того не делай сам .
Слайд 8Моя Родина - Казахстан
У меня в руках глобус ,
на котором обозначены все страны света . Кто из вас
хотел бы уехать куда – нибудь в далёкую страну жить ?
- Да , ребята , никто из ни за что не уехал бы . Потому что здесь обозначена страна , которую мы очень любим . Это наша Родина – Казахстан .
Слайд 9
Моя любовь к степному краю безгранична ,
И ничего нет здешних
мест милей .
Ведь Кабардино-Балкария – моя Отчизна ,
Я здесь живу
, я поклоняюсь ей .
- назовите местоимения в этом четверостишии
.
Слайд 10Шкатулки с вопросами
Каких частей речи заменяет местоимение ?
Синтаксическая роль местоимения
в предложении .
На какие
разряды делятся
местоимения ?
Назовите морф.
признаки
местоим .
Что такое местоимение?
Слайд 11Морфологический разбор местоимения
Начальная форма
( им.п. )
Лицо .
Число .
Род .
Падеж .
Меня ;
С нами ;
Ему ;
О них ;
С ней .
Слайд 12Просклонять
личные местоимения
по падежам
Ты
Я
Она
Слайд 13 Определите местоимение в именительном падеже .
У него , к
ней , с вами , о тебе ,
у них
, для меня , к нам , никого ,
моему , кого – то ,таким , самому .
- Какое местоимение не имеет именительного падежа ?
Вывод
Слайд 15Слитное и раздельное написание не и ни в местоимениях
Люблю того,
кто не обидит (ни)кого. Обидеть каждый может, а пожалеть (не)
кому. (Не) чего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Поехали с орехами – приедут (ни) (с) чем. Плохого человека (ни) чем
(не) уважишь .
Слайд 16Распознавание разрядов местоимений .
( определите падеж местоимений )
Как
– то зимой я устроил кормушку под самым окном нашего
лесного домика . Всякий раз неизменно появлялся и поползень . Наверное , не все видели и знают эту небольшую и очень весёлую птицу .
Слайд 17Определите разряды всех местоимений в тексте .
На рыбную ловлю мы
отправились той дорогой ,
которая вела к озеру . На
всякий случай мы взяли с
собой корзинки для грибов и ягод . Некоторое время
мы ничего не видели , кроме зарослей . Что блеснуло
вдалеке ? Это показалось озеро .
Слайд 18Найдите в тексте
местоимения и укажите
их разряды .
( стихи
Л.Татьянчевой
И А . Барто )
Слайд 19 Мелькнуло ....
мною моё
детство .
Егор сидел
...
мной .
Вставить подходящие по смыслу предлоги
( предо ,
под , ко , со )
Ты всегда был
строг .... мне . .
Шумят
водопады , ....
ними утёсы .
Слайд 20Определите , какой частью речи является каждое слово в предложении
.
Солнце освещало вершины лип , которые уже
пожелтели под
дыханием осени .
Слайд 21
Подчеркните как члены
предложения все местоимения .
Кто ,волны , вас
остановил ,
Кто оковал ваш бег могучий ,
Кто пруд безмолвный и
дремучий
Поток мятежный обратил ?
Чей жезл волшебный поразил
Во мне надежду , скорбь и радость?
А.С.Пушкин .
Слайд 22У него была своя история.
(К.Паустовски)
Он и его братья выросли без
отца .
( М.Ауезов ) .
Синтаксический разбор
Слайд 23Роль местоимений в речи
В доме у нас жил ёжик ,
ёжик был ручной
Когда ёжика гладили , ёжик прижимал к
спине колючки
и делался совсем мягким .
За это мы ёжика прозвали Пушком .
Миска ёжика стояла на кухне .
Слайд 24Работа над текстом
Что в тексте некрасиво звучит ?
Употребите вместо повторяющихся
слов подходящие местоимения
Как избежать повторения ?
Слайд 25
В доме у нас жил ёжик , он был ручной
.
Когда его гладили , ёжик прижимал к
спине колючки
делался совсем
мягким. За это мы его прозвали
Пушком . Его миска стояла на кухне .
Вывод
Слайд 26
Определите разряд местоимений .
Его гладили , его миска ,
их
жизнь.
её отругали , её платье , его
спросили , их
пригласили .
Вывод
Слайд 27
Физкультминутка
Мы сейчас все встанем дружно ,
Отдохнуть немножко нужно .
Чтобы отдых
пальцам дать ,
Надо ими помахать .
Чтобы не устали ноги
,
Мы попрыгаем немного .
Сколько местоимений в этом стихотворении ?
Слайд 30Экспресс – опрос .
* Личное местоимение 1
лица множественного числа .
* Указательное местоимение тот в
дательном падеже .
* Одно из определительных местоимений .
* Личное местоимение женского рода .
* Возвратное местоимение в дательном падеже .
* Отрицательное местоимение в дательном падеже .
* Определительное местоимение в творительном падеже .
* Личное местоимение мужского рода .
* Личное местоимение среднего рода .
* Притяжательное местоимение в родительном падеже .
Слайд 31Кластер
Какие ассоциации возникают при слове
“ Разряды местоимений”
Слайд 32Кластер
Какие ассоциации
возникают при слове
“Местоимение”
Слайд 33“ Убери лишнее”
я, он, вас, воз, ты, нас, нос. мне,
мну, яму, тебе, табун, но, оно, вес
каждый , всякий,
себя,такой ,
ничей,
нисколько,
некому ,
перед
Тот, другой, такой ,
кто –либо,
что –либо,
где - нибудь
Слайд 35
“Снежный ком”.
Учащиеся по памяти называют разряды местоимений . Первый называет
один из разрядов местоимений , второй повторяет то, что сказал
первый , а затем называет свой вариант и.т.д.
Последний учащийся называет все
разряды местоимений .
Слайд 36Солнце
( если понравился
урок)
Дождь
( если было трудно)
Туча
( если не
уверены)
Солнце , Туча , Дождь - рефлексия
Слайд 41Молодцы !
Желаю успехов в изучении русского языка !
Слайд 42Домашнее задание
Задание № 7 .
Выполнение теста по теме
“
Местоимение”