Слайд 1Нестандартные уроки и их роль в развитии личностных компетенций
младших школьников
Макаренко Т.А
учитель начальных классов
МКОУ «Крутчанская оош».
Слайд 2Как надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой,
перед тайнами, которые его там ждут?
Слайд 3Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.
Слайд 4
Что же делать?-
Дарить детям
интересные
уроки.
Слайд 5* Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющие нетрадиционную
(неустановленную) структуру.
* Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике
проведения.
Слайд 6Нестандартные уроки предполагают:
* Использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между
членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов в
процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;
* развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить.
Слайд 7Группы нестандартных уроков:
* уроки в форме соревнований и игр: конкурс,
турнир, эстафета, деловая игра, ролевая игра, кроссворд и т. д.
*
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследования, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
* уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – дублер, начинает действовать;
Слайд 8* уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс –конференции, аукцион, бенефис,
митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, рапорт, диалог, »живая газета», устный
журнал;
* уроки, опирающиеся на фантазию: урок- сказка, урок – сюрприз, урок- подарок от Хоттабыча;
* уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет;
* перенесенные в рамках урока традиционная форма внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «Посиделки», «Клуб знатаков».
Слайд 9 Основные подходы
* Нетрадиционный урок как отход от четкой структуры
комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов;
* новые
подходы урока, появившиеся в последнее время и завоевавшие все более прочные позиции;
* заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песню на определенную тематику;
Слайд 10* активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а
активные участники учебного процесса;
* овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки
учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы.
Слайд 11Основные принципы нестандартных уроков.
* отношение взаимопонимания с учеником;
* учение без
принуждения;
* принцип трудной цели;
* принцип опоры для ученика, в качестве
которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;
* принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности;
*принцип самоанализа;
* принцип соответствующей формы;
* принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода.
Слайд 12Творческие принципы нестандартных уроков.
* отказ от шаблона в организации урока,
от рутины и формализма в проведении;
*максимальное вовлечение учащихся класса в
активную деятельность на уроке;
* не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона на уроке;
Слайд 13Несколько советов при подготовке нестандартного урока
* Нестандартный урок следует использовать
как итоговый или обобщение и закрепление знаний, умений и навыков
учащихся;
* При проведении нестандартного урока руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитания учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Слайд 14Когда учиться интересно, легко учиться.
А счастливого ребенка легче учить и
воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.