Слайд 1Основные способы образования новых слов
(урок закрепления полученных знаний)
Урок русского языка
в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ
СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Слайд 2Цель урока
Закрепить полученные знания по теме «Способы образования новых слов»
Познакомить
с понятием «словообразовательная цепочка»
Научить выстраивать словообразовательные цепочки
Слайд 3Поэтическая пятиминутка
Присыпав хвоей след лосиный
И поднимая в лужах рябь,
Провел огнивом
по осинам
Веселый факельщик – октябрь.
И вот уже, огнем объята,
Горит осина,
как свеча.
И из осинника лосята
Бегут, забавно топоча.
Огонь с осины на березу
Переметнулся, и она,
Чуть обожженная морозом,
Полужелта, полукрасна.
(Г.Граубин)
Слайд 4Работа с текстом
Выписать из текста выделенные слова.
Определить, от чего
и при помощи чего они образованы.
Составить и записать с каждым
словом «цепочку» слов.
Слайд 5Составим цепочку слов
Присыпав присыпать сыпать
сыпь
Лосиный лось
лосята
Факельщик факел факельный
Переметнулся метнулся метнул
метнуть метать
Полужелта полужелтая желтая
осин – к – а
осин – ник
осиннич – ек
Осина осин – ов – ый
под – осинов – ик
Определите способ образования данных слов
Слайд 7Синтаксическая пятиминутка
Синицы ссорились, трещали, и этот
треск сливался в веселую мелодию.
Произвести синтаксический разбор предложения.
Разобрать морфологически слова
сливался, ссорились, синицы
Слайд 8Минутка поэзии
Овин расстелет желтый дым,
И долго под овином
Мы взором
пристальным следим
За лётом журавлиным…
Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и
плачет…
О чем звенит, о чем, о чем?
Что плач осенний значит?
(А.Блок)
Слайд 9Алгоритм рассуждения для определения способа образования слова
Расстелет
Есть ли в
слове приставка?
Да
Нет
Приставка рас-
Рас- + стелет
Способ приставочный
Есть суффикс?
Нет
Слово образовано
сложением?
Нет
Слайд 10Вопросы для повторения
От каких языковых единиц образуются новые слова?
С помощью
чего они образуются?
Как называется способ образования, при котором к исходному
слову присоединяется приставка?
Меняется ли при этом часть речи?
Как называется способ образования слов, при котором к исходному слову присоединяется суффикс?
Меняется ли при этом часть речи?
Как называется способ, при котором одна часть речи начинает проявлять признаки другой части речи?
Назовите способ образования в слове УПК.
Слайд 11Домашнее задание
1 вариант
Разобрать по членам предложение.
Тихая звезда плывет к рассвету,
минометы бьют из-за леска. (П.Шубин)
Определить способ словообразования в словах рассвету,
леска, минометы.
2 вариант
Разобрать по членам предложения.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С.Есенин)
Определить способ образования в словах отговорила, золотая, березовым.