Слайд 1Особенности жизни героев в разные времена года.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Болвина Ирина Владимировна
Учитель начальных классов
Боровская СОШ № 1
Тюменского района, Тюменской области
Слайд 2«Люби живое»
«Доскажи словечко»
Мать моя вставала
Мать угостила меня
Это угощение решило мою жизнь в сторону.
Я начал вставать до
Потом и в городе я вставал .
После чаю я
Моя охота была в
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с
рано.
чаем с молоком.
хорошую
солнца.
рано
ходил на охоту.
находках.
великими сокровищами жизни.
Слайд 3Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья
Слайд 4Кто как готовится к зиме?
Белка, бобр, мыши
Слайд 5«Узнай меня!»
«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные,
с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я
её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.
Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи.
Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».
Слайд 6Как называют зайцев, родившихся осенью?
У нас в семье большая радость
Пусть
листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.
Листопаднички
Слайд 7«Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за
мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные
неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и сигнальное приспособление, и регулятор температуры».
Слайд 8Вопросы – предположения
Рассмотрите иллюстрацию и выскажите свои предположения о героях
произведения?
Что могло бы произойти осенью с этими героями?
Каков жанр
произведения?
Слайд 9И.С. Соколов-Микитов
(1892—1975)
«Я занимаюсь литературным трудом.
Основой и радостью этого
труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной
стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно».
(писал незадолго до смерти И.С. Соколов – Микитов)
Слайд 11Скороговорка
Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
Прочитайте с интонацией:
утвердительной,
вопросительной,
с
ускорением,
очень быстро.
Слайд 12Словарная работа
Долговязый
высокий, худощавый, нескладный;
Плотина
сооружение, перегораживающее реку, течение, для
подъёма уровня воды;
Запрудили
перегородили реку плотиной;
Штукатур
мастер, работающий с известковым раствором
во время ремонта или строительства.
Слайд 13Работа над текстом
В какое время года появились зайчата?
Какая мечта была
у маленького зайчика? Почему она появилась?
О жизни каких ещё животных
осенью мы узнаём из этого рассказа?
Как вели себя другие звери?
Чего испугались «листопаднички»?
Как их успокоила старая зайчиха?
Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?
Слайд 14Выборочное чтение
С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?
Прочитайте
по ролям разговор зайчика с бобрами.
Чем занимался Листопадничек в
бобровой хатке зимой?
Почему зайчонок остался у бобров?
Слайд 15Чтение-поиск
Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он
вспоминал?
Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.
А знаете ли вы,
что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.
Слайд 16Работа в парах
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
Слайд 17Характеристика героя
Листопадничек
Мечтатель, фантазёр
Непослушный
Любознательный
Терпеливый
Добрый
Заботливый
Смелый
Любящий
мечтает улететь в тёплые края
убежал из дома, ослушался маму
задаёт
вопросы бобрам
всю зиму жил в хатке у бобров
помогал нянчить бобрят
кормит бобрят
научился плавать
вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев
Слайд 18Бобры
трудолюбивые
запасливые
гостеприимные
заботливые
смелые
чистоплотные
строят плотину, хатку в
два этажа; таскают палки, замазывают крышу илом; хвостом пришлёпывают, как
штукатур лопаткой; ходят на работу
готовят корм на зиму
приютили зайца
волнуются за бобрят
выгнал выдру из хатки;
помогает зайчику при наводнении
любят чистоту и порядок
Слайд 19Закрепление изученного материала
Сказка
Слайд 20Сказка
рассказ
народная
авторская
название
без названия
о животных
о растениях
Слайд 21Работа в группах
Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек»
лиса
слон
осёл
пони
кот
енот
аист
оса
пчела
пёс
ласточки
Слайд 22Cинквейн о зайчике
1 строчка– 1 существительное
2 строчка – 2 прилагательных
3
строчка – 3 глагола
4 строчка – ключевое предложение из текста
Зайчик
Любознательный,
трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.
Слайд 23«Вставьте подходящее слово из текста»
Бежал, бежал Листопадничек по лесу,
прибежал к глухой лесной речке.
Остался Листопадничек в бобровой хатке.
Любят бобры
чистоту и порядок.
За долгую зиму большого страху натерпелся зайчонок.
Обрадовался Листопадничек, прижался к матери .
Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек.
Слайд 24Подбери пословицу
Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Всякий
кулик своё болото хвалит.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо,
а дома лучше!
Друзья познаются в беде.
Слайд 25Домашнее задание
Придумать продолжение этой истории.
Какие ещё приключения
могли бы произойти с зайчонком?
Нарисуйте понравившийся эпизод сказки.
Слайд 26Рефлексия
Я узнал на уроке ... .
Мне было интересно потому,
что ... .
Меня удивило ...
Я бы хотел(а) ….
Я сделал(а) вывод, что…
Слайд 27«Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана
Сергеевича Соколова-Микитова.
Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить
многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах.
И пусть чтение книг И.С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!
Н. Рыленков
Слайд 29Используемая литература
Литературное чтение. 3 класс: учеб. для учащихся общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 2.
[сост. Л.Ф.
Климанова и др].
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: BАКО, 2006.
Рыленков Н.И. Хранитель родников // Жизнь и творчество И.С. Соколова-Микитова.- М.,1984.-С.27-31.
Слайд 30 Интернет источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2-%CC%E8%EA%E8%F2%EE%E2,_%C8%E2%E0%ED_%D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7
http://prevedoff.net/vector_cliparts/2400-stock-vectors-fall-listopad.html
http://www.help-rus-student.ru/pictures_fail/21/068_7.htm
http://www.libex.ru/detail/book306753.html
http://rexbooks.ucoz.ru/photo/200-0-819
http://clubs.ya.ru/4611686018427392507/replies.xml?item_no=4371
Слайд 31http://www.char.ru/books/958650_Rasskazy_o_prirode
http://www.labirint.ru/books/130216/
http://detbook.ru/2011/04/9095.htm
http://www.booksgid.com/crafts_hobby/page/25/
http://nasledie.smolensk.ru/~pkns/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=435&Itemid=112
http://2berega.spb.ru/user/ela12/file/2194964/
http://www.rewalls.com/download/51999/1152x864
http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post173652831/
http://kuprieva.ucoz.ru/publ/listopadnichek/2-1-0-17
http://www.konakovobiblioteka.ru/index.php/novinki/19-sokolov-mikitov-i-s