Слайд 1ВЫПОЛНИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ
«СУРОКСКОГО ДЕТСКОГО
САДА «СОЛНЫШКО»
ГРИГОРЬЕВА Т.А.
2017
ПЛОСКОСТНОЕ И ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ.
Слайд 2«В игре детей есть часто смысл глубокий» Шиллер.
Вся жизнь ребенка
- дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя
миру и мир для себя. Обучение и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает!
В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Особое значение имеют игры насыщенные логическим и математическим содержанием. С помощью этих игр решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Слайд 3 Особое место среди используемых в нашем детском саду
развивающих игр логико-математического содержания, мы отводим головоломкам - играм на
составление плоскостных и объемных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.
Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа с головоломками – увлекающая детей игра, экспериментирование - деятельность, не перегружающая детей ни умственно, ни физически.
Игры-головоломки делятся на:
-плоскостные;
-объемные.
Слайд 4ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
«Живой мир»
Состоит из 4-х картинок с
изображениями животных. Эти картинки разрезаны на 2, некоторые на 3
части. Задача ребенка – собрать из частей правильное изображение.
Такие пособия очень полезны на определенном этапе развития мышления детей. Для самых маленьких картинки разрезаются на две, максимум на три части. Чем старше ребенок, тем сложнее для них будут уровни задания.
Игра учит таким понятиям как «анализ» и «синтез».
Слайд 5
ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
(ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ, ИЛИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ)
«КОЛУМБОВО ЯЙЦО»
Это
овал, разделенный на части. Существует несколько вариантов разреза овальной формы.
Округлость большинства фигур позволяет составлять из них силуэты птиц, зверей, человека.
Слайд 6ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
«ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»
Круг, разделенный на части по принципу
«каждый раз пополам» (набор из 10-ти фигур). Суть игр заключается
в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира. Обязательно детали должны быть окрашены одинаково с обеих сторон.
Слайд 7ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
«ВЪЕТНАМСКАЯ ИГРА»
В этой игре круг разрезается на
7 частей.
Головоломка особенно полезна для развития воображения и образного
мышления.
Все детали имеют обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру.
Из набора составляются животные, птицы, насекомые, деревья, цветы.
Слайд 8ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
«ТАНГРАМ»
Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим
конструктором" и др.
Игра состоит из 7 частей: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Слайд 9ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
«КВАДРАТ ПИФАГОРА»
Квадрат разрезан на 7 геометрических фигур:
2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших
(в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм).
Цель: составить из всех фигур плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
Набор представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из 2-5 имеющихся.
Слайд 10ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
«ИГРОВОЙ КВАДРАТ» (развивающие игры Воскобовича)
32 жестких треугольника,
наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии
друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Может быть двухцветным и четырехцветным.
Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения фигур.
Есть фигуры плоские, а есть объемные.
Слайд 11ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
«ПЕНТАМИНО»
Это 12 разных по форме, но равных
по размеру элементов. Каждый элемент состоит из 5 равных квадратов.
Составить силуэты из элементов «Пентамино» достаточно трудно. Поэтому сначала необходимо с ребенком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п. затем дети составляют изображения игрушек, предметов мебели, разных видов транспорта, животных, используя 2-7элементов. Составляя простые образные фигуры, дети осваивают характерные для данной игры способы соединения элементов. Это развивает у них элементарное пространственное видение, способность ориентироваться на плоскости листа, учитывать поставленную перед собой цель. Постепенно дети учатся составлять изображения из 12 элементов.
Слайд 12ИГРЫ НА ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Игры из серии «Кубики и цвет»
Сложи
узор
Игра состоит из 16 кубиков, грани которых окрашены в четыре
цвета (красный, желтый, синий, белый) определенным образом.
С помощью игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.
Слайд 13ИГРЫ НА ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Игры на составление целого из частей
Дроби
Игра
состоит из нескольких кругов, каждый из которых разделен на определенное
число равных долей, от двух до десяти. Собирая круги из частей-дробей, ребенок постепенно начнет понимать, что такое "четверть", "треть", "половинка", "пятая часть» и как из частей собирается круг.
Слайд 14ИГРЫ НА ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
«СЛОЖИ КВАДРАТ»
Три категории сложности. В каждую
входит по 12
разноцветных квадратов. Правила: из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.
Во всех квадратах четко соблюдается принцип "от простого к сложному»
Слайд 15ЗНАЧЕНИЕ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК:
помогают развитию познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, активизируют скрытые интеллектуальные возможности.
способствуют развитию творческих способностей, творческого мышления: гибкость, беглость, оригинальность, продуктивность мышления.
способствуют развитию
речи детей;
помогают активизировать и обогащать словарь детей, работать над грамматическим строем языка, воспитанию звуковой культуры речи;
Способствуют развитию личностных качеств: самостоятельности, чувства коллективизма (учитывать позиции других, подчиняться правилам), инициативности (свобода выбора игры), трудолюбия, целеустремленности (умению добиваться результатов), сообразительности, любознательности, самореализации, успешности, уверенности в себе.