Слайд 2Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой
моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Слайд 3Подготовка руки к письму.
Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной
работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Слайд 4Средства развития мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.
Игры
с пластилином.
Игры с конструкторами и мозаикой.
Вырезание ножницами.
Рисование и раскрашивание.
Работа
с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
Игры с веревочкой, шнуровки.
Графические упражнения. Штриховка.
Массаж кистей рук и пальцев.
Слайд 5Пальчиковая гимнастика.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок
при помощи пальцев.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
"Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Слайд 6Динамические упражнения для пальцев (потешки)
"Апельсин"
"Мы делили апельсин,
Апельсин
всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для
улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!«
(Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.)
Слайд 7«В гости»
В гости к пальчику большому
(выставляются
вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому:
(Ладони вместе, одноименные
пальцы соприкасаются)
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики - друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.
Слайд 8"Засолка капусты"
Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми
кистями рук вниз и вверх)
Мы морковку трем,
(пальцы рук сжаты в
кулаки, движение кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
Слайд 9«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик –
папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я –
Вот моя семья.
(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца, а при словах «вот и вся моя семья» второй рукой охватить все пальцы.)
Слайд 10Слон
«В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в
гости приглашает»
Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны
он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Слайд 11Кошка
«А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в
ее норушке»
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и
мизинец подняты вверх.
Слайд 12Мышка
«Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит»
Средний и безымянный пальцы упираются
в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты
к среднему и безымянному пальцам.
Слайд 13Петушок
«Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой»
Ладонь вверх указательный палец
опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты
вверх.
Слайд 14Статические задания:
Животные
Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть
назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой
палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.
Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.
Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).
Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.
Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.
Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.
Слайд 15Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие
«Лягушка». Положить руки на стол. Одна
рука сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола.
Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
Слайд 16Кинезиологические физминутки.
1.Колечко.
Поочередно и как можно быстрее
перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно
указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Слайд 17
2. Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
Слайд 18
3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой
палец отставьте в сторону. кулак разверните пальцами к себе. Правой
рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Слайд 19
4. Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу,
сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем,
который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя . Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Слайд 20Игры с крупами
Прячем ручки
Пересыпаем крупу
Дождь, град
Покормим птичек
Разложи по тарелочкам
Найди игрушку
Игра
«Золушка»
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
Нарисуй домик, солнце и тд.
Слайд 21Игры с бусинками,пуговицами, мелкими камешками.
Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны,
сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины.
Картины из пуговиц.
Выкладывание букв,
силуэтов.
Сортировка по заданному признаку.
Цепочки из цветных скрепок.
Слайд 22Игры с пластилином.
Картины из пластилина
Объемные изделия
Дощечки покрытые пластилином для
выкладывания на которых используются различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы,
арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной величины пуговиц, палочки.
Слайд 23Вырезывание ножницами
Силуэтное вырезывание.
Симметричное вырезывание.
Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов.
Вырезание
снежинок.
Слайд 24Рисование, раскрашивание.
Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое
блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.
Рисование по опорным
точкам;
Дорисовывание второй половины рисунка;
Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Слайд 25Дорисуй вторую половину Рисунок с зайцем
Слайд 26Раскрашивание картинок в книжках – раскрасках.
Слайд 27Работа с бумагой.
Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и
памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок
зверей из бумаги.
Слайд 28Ниткопись
Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета.
Слайд 29Фигурки из палочек
«Часы»
Часы я на руку надел,
На время изредка смотрел.
«Очки»
Очки помогают нам книги читать,
Писать, рисовать, готовить, вязать...
«Пароход»
Пароход большой плывет,
Капитан
его ведет.
«Телевизор»
Без телевизора скучно, друзья,
Но долго смотреть телевизор нельзя.
Слайд 30Счётные палочки
Жираф
Жирафы в Африке живут,
Жирафы в Африке жуют.
А у
меня жираф из палочек -
Из палочек, из выручалочек
Дом
Дом я строю
во Вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь и есть окошко -
Пусть живет в нем наша кошка.
Слайд 31Графические упражнения. Штриховка.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом
письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят
к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняются на нелинованной бумаге.
Слайд 32Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами
одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев
другой руки. Затем положение рук меняется.
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.